На днях бизнес-омбудсмен Кыргызстана господин Робин Орд-Смит поддержал первый указ Садыра Жапарова, который был направлен на поддержку бизнеса. По словам Орд-Смита, в нем нашли отражение рекомендации бизнес-сообщества о декриминализации экономических преступлений.
В частности, в указе президента говорится о прекращении необоснованного вмешательства фискальных и правоохранительных органов в деятельность субъектов предпринимательства. Казалось бы, власти услышали бизнес. Но не тут -то было!
фото: Институт бизнес-омбудсмена
Уже через несколько дней Орд-Смит обеспокоился случаями уголовного преследования предпринимателей и инвесторов по предполагаемым преступлениям экономического и неэкономического характера. В частности, бизнес-омбудсмен выразил недоумение, что владельцев частных компаний сажают за решетку до суда, в то время, как в развитых странах используют альтернативные меры пресечения в виде залога, подписке о невыезде или домашнего ареста. Случаи заключения под стражу владельцев частных компаний, по мнению Орд-Смита, посылают негативные сигналы международному инвестиционному сообществу при том, что Кыргызстан нуждается в восстановлении экономики и поддержке бизнеса. Действия же правоохранителей наносят серьезный урон деловому имиджу республики и его инвестиционной привлекательности.
-Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики предоставляет возможность обеспечить гарантию явки обвиняемого на судебное разбирательство посредством выбора таких альтернативных мер пресечения, как залог или домашний арест (ст.106, 114 и 115). Однако, как показывает практика, в отношении предпринимателей и представителей бизнеса зачастую избирается мера пресечения заключения под стражу, - пишет в своем обращении бизнес-омбудсмен.
О том, что власти в своих решениях полностью игнорируют мнение предпринимателей, несмотря на объявленную им президентом поддержку, говорит факт объединения Минэконома, Минфина, Налоговой и Таможенной служб.
Бизнес-сообщество неоднократно заявляло, что этого делать нельзя. Во времена Бакиева уже был такой опыт, и он показал свою нецелесообразность. У Министерств финансов и экономики разные цели и задачи, считают в Международном деловом совете.
- МЭ смотрит на долгосрочную устойчивость экономики, развитие ее отраслей, макроэкономические и другие показатели. Минэконом отстаивает интересы и создает условия для предпринимателей. Во многих случаях это ведомство остается последней надеждой для бизнес-сообщества при обсуждении законодательных инициатив, - считает глава МДС Аскар Сыдыков. - Министерство финансов направляет основные усилия на пополнение бюджета, выполнение обязательств государства по долгам, заработным платам и пенсиям. Зачастую не учитывая долгосрочные интересы экономики.
Сыдыков считает, что в такое сложное для страны время Министерство экономики должно сохранить самостоятельный статус, а его глава должен иметь статус вице-премьер-министра для более эффективного продвижения нужных для экономики инициатив.
Отметим, что руководитель недавно созданного Министерства финансов и экономики именно такой статус и имеет.
Свое недовольство объединением Минэконома и Минфина выразили представители более 10 крупных ассоциаций, обеспечивающих более 80% всех налогов от бизнеса. По мнению владельцев компаний, сейчас экономический блок теряет свою самостоятельность, что обязательно скажется на последовательности денежной политики в стране и на работоспособности правительства в целом.
В Торгово-промышленной палате Кыргызстана рассказали, какое будущее может ждать Кыргызстан в связи с реформой.
-Есть опасения, что при соединении этих ведомств будут превалировать интересы пополнения бюджета: выплаты пенсий и пособий. Это для них будет главная задача, в том числе выплата госдолга. Мы боимся, что политика Министерства финансов и экономики будет направлена больше в сторону первой задачи. Минэконом обладает функциями налоговой политики. Завтра не будет хватать денег в бюджете, естественно, первое, что им на ум придет, это повышение налоговой базы. То есть у одного органа будет инструмент, чтобы определять политику по сбору налогов, и этот же орган будет распределять эти налоги. При Бакиеве был уже такой опыт, но потом министерство разделили, потому что поняли, что это разные вещи.
Бизнес-сообщество считает, что Министерство экономики должно оставаться самостоятельным ведомством. В настоящее время оно разрабатывает политику по 9 ключевым направлениям: инвестиционная, торговая, налоговая, таможенная политика, СЭЗ, предпринимательство и другие. По мнению бизнесменов, Минэконом является лидером среди министерств по количеству разработанных нормативных актов и документообороту. Кроме того, ведомство проводит основную работу по продвижению интересов Кыргызстана в ЕАЭС, ВТО. Такую нагрузку вряд ли сможет нести какой-либо другой орган, заявили в бизнес-ассоциациях.
Объединение министерств и реформу кабмина президент Садыр Жапаров объясняет тем, что до сегодняшнего дня в Кыргызстане действовали 48 министерств, комитетов, агентств и других ведомств. Такой раздутый госаппарат появился за 30 лет из-за того, что нужны были должности для чиновников.
- Они тратят миллиарды из казны, при этом не принося никакой пользы людям. Как видно из таблицы, мы все лишнее сократили, осталось 12 министерств. Только за счет энергосистемы будет сэкономлено 2 млрд сомов. Для маленького Кыргызстана и 12 министерств будет много. Но пока мы сделали так, - отметил президент.
Бизнес же считает, что сокращать госаппарат нужно с умом.
- Сокращение нужно, но как можно информационные технологии передать в Минтранс? А как же декабрьский указ о цифровизации?, - недоумевает президент ассоциации поставщиков и дистрибьютеров Гульнара Ускенбаева.
Скоро в стране пройдут выбору в Жогорку Кенеш, а также плебисцит по изменению Конституции. Некоторые аналитики считают, что сегодняшняя реформа состава кабмина, как и назначение определенных лиц на должности руководителей министерств и ведомств – временная мера, пока не нормализуется политическая обстановка.
Автор: Антон Чипегин
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter