Россия, США, Китай - в чью сторону повернет Кыргызстан после парламентских выборов? И что ожидает республику в случае того или иного решения? О внешнеполических ориентирах КР продолжают рассуждать политологи Клуба региональных экспертов «Пикир», а также специалисты в сфере безопасности и права.
Таалайбек Джумадылов, эксперт в сфере безопасности
- Местным политикам, включая президента и депутатов, нужно подарить глобус. Наша так называемая политическая элита очень плохо разбирается в вопросах геополитики. Им надо понять: цель любого государства - ресурсы и контроль над ними. При этом каждая страна всегда преследует сугубо свои цели. А для их достижения крупные геополитические игроки использует малые государства. К сожалению, ни один президент Кыргызстана не усвоил эти уроки геополитики, и каждый на этом погорел. Но выводы мы так и не сделали.
Нашей политике присуща многовекторность. К сожалению, местная политэлита говорит одно, думает другое, а делает третье. Отсюда непредсказуемость и непоследовательность действий. Мы не представляем собой надежного союзника. Поэтому я не верю предвыборным лозунгам наших партий.
В основе нашей внешней политики должны лежать не пустые лозунги и обещания, а национальные интересы страны. Важно сформировать их. Мы должны четко понимать свои возможности, исходя из места в геополитике, которое занимаем. В Кыргызстане пересекаются интересы крупных игроков. И это нужно использовать.
Юрий Погиба, президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа КР»
- Россия, Китай и США наращивают свои силы. Но нас не устраивает участь полигона в этом геополитическом соревновании. Поэтому у Кыргызстана должна быть выверенная внешняя политика. Попытки дестабилизации после выборов вполне возможны. Думаю, в накале политической борьбы могут активизироваться спящие ячейки экстремистов, коих в Кыргызстане достаточно.
События в Беларуси показали: движущая протестная сила - молодежь. Наши сегодняшние подростки уже через 5 лет будут активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику республики. Но как мы воспитываем подрастающее поколение? Мы даже не создали национальную идею. В итоге часть нашей молодежи вовлекается в терроризм. Эти выборы пройдут, и мы конечно не допустим дестабилизации ситуации. Но что будет потом неизвестно - потому что свою молодежь мы уже потеряли.
Шерадил Бактыгулов, эксперт в вопросах госуправления, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
- Принцип многовекторности для Кыргызстана - это не просто попытка усидеть на нескольких стульях, а стремление удовлетворить государственные интересы. Новому составу парламента предстоит решить, что делать и с кем работать.
На уровне политики у нас со всеми странами хорошие отношения. На уровне экономики неплохие отношения со странами ЕАЭС. Кыргызстан - член Евразийского экономического союза с 2015 года. Поэтому можно сказать, что этот вектор внешней политики Кыргызстана достаточно стабильный.
Нынешний президент — ни антироссийский, ни антикитайский, ни антиамериканский. Он - прокыргызстанский, чего не скрывает. Кыргызстан готов к сотрудничеству с другими странами с учетом соблюдения своих интересов. Вопрос в том, кто хочет с нами сотрудничать и что предлагает. В этих вопросах конечно придется лавировать.
Кайрат Осмоналиев, заслуженный юрист КР
- Для небольших государств, вроде Кыргызстана, искусство ведения внешней политики куда важнее, чем для крупных держав. Нам приходится лавировать между интересами больших стран. Но делать это нужно с достоинством, принимая продуманные и выверенные решения.
Стратегический союзник Кыргызстана - Россия. В РФ трудятся около миллиона кыргызстанцев. Наша страна - член ЕАЭС, и мы получаем от этого много преимуществ. Что касается нашего экономического сотрудничества с Россией, в этом отношении мы вырабатываем максимум 25% нашего потенциала. Отчасти оттого что МИД КР достаточно пассивно работает в этом направлении.
С ближайшим большим соседом - Китаем у нас прохладные отношения. Эту ситуацию нужно менять и активнее работать с Поднебесной по крупным инфраструктурным проектам в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
С союзным Казахстаном у нас частое недопонимание и блокирование границ. У казахов к нам претензии: они, мол, несут убытки от контрабанды товаров из Кыргызстана. Это понятно. Но с Казахстаном нам нужно поддерживать равноправные отношения. Вместо этого с их стороны иногда проскальзывают менторские нотки, недопустимые в международном сотрудничестве.
С Узбекистаном нам тоже нужно держать баланс. После открытия границ сюда хлынул поток их товаров и рабочей силы. А с Таджикистаном, как мне кажется, уже пора прибегать к помощи России. Ощутима угроза от него на наших южных границах.
Эдил Осмонбетов, политолог
- Кыргызстан должен иметь хорошие отношения со всеми соседями по региону. Плюс нужно перезагрузить отношения с США с учетом наших национальных интересов. Сейчас происходят тектонические геополитические сдвиги, формируется другое мировое устройство. В новых условиях для Кыргызстана главное - быть политически адаптивным и осторожным, чтобы не попасть в невыгодные ему схемы.
Сотрудничать с другими странами нужно взаимовыгодно. Так, за прошлый год все государства ЕАЭС, кроме России, оказались в минусе. При этом РФ находится под санкциями, и ей сложно содержать такой большой интеграционный блок. Любой экономический союз должен нести выгоду всем участникам, должны действовать свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Пандемия показала слабые места: мы не можем даже с соседями решить вопросы пропуска товаров через границу. В этих условиях следует прагматично пересмотреть наше международное сотрудничество.
Турсунбек Акун, руководитель Центра мониторинга за выборами в КР «Келечекке жол»
- От нового созыва ЖК будет зависеть наша внешняя политика. При этом после 5 октября кыргызстанцев может накрыть «белорусский синдром». Власти республики и общественность должны готовиться к этому. Не секрет, что международные неправительственные структуры типа ЮСАИД через местные НПО манипулируют общественным мнением. Их цель - столкнуть между собой общественные группы. В качестве противовеса мы создали наш центр. Мы мониторим ситуацию и выявляем иностранное вмешательство в местную политику. Согласно Конституционному закону о выборах депутатов и президента КР, международные организации и иностранные государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться в этот процесс.
Таалайбек Джумадылов, эксперт в сфере безопасности
- Местным политикам, включая президента и депутатов, нужно подарить глобус. Наша так называемая политическая элита очень плохо разбирается в вопросах геополитики. Им надо понять: цель любого государства - ресурсы и контроль над ними. При этом каждая страна всегда преследует сугубо свои цели. А для их достижения крупные геополитические игроки использует малые государства. К сожалению, ни один президент Кыргызстана не усвоил эти уроки геополитики, и каждый на этом погорел. Но выводы мы так и не сделали.
Нашей политике присуща многовекторность. К сожалению, местная политэлита говорит одно, думает другое, а делает третье. Отсюда непредсказуемость и непоследовательность действий. Мы не представляем собой надежного союзника. Поэтому я не верю предвыборным лозунгам наших партий.
В основе нашей внешней политики должны лежать не пустые лозунги и обещания, а национальные интересы страны. Важно сформировать их. Мы должны четко понимать свои возможности, исходя из места в геополитике, которое занимаем. В Кыргызстане пересекаются интересы крупных игроков. И это нужно использовать.
Юрий Погиба, президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа КР»
- Россия, Китай и США наращивают свои силы. Но нас не устраивает участь полигона в этом геополитическом соревновании. Поэтому у Кыргызстана должна быть выверенная внешняя политика. Попытки дестабилизации после выборов вполне возможны. Думаю, в накале политической борьбы могут активизироваться спящие ячейки экстремистов, коих в Кыргызстане достаточно.
События в Беларуси показали: движущая протестная сила - молодежь. Наши сегодняшние подростки уже через 5 лет будут активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику республики. Но как мы воспитываем подрастающее поколение? Мы даже не создали национальную идею. В итоге часть нашей молодежи вовлекается в терроризм. Эти выборы пройдут, и мы конечно не допустим дестабилизации ситуации. Но что будет потом неизвестно - потому что свою молодежь мы уже потеряли.
Шерадил Бактыгулов, эксперт в вопросах госуправления, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
- Принцип многовекторности для Кыргызстана - это не просто попытка усидеть на нескольких стульях, а стремление удовлетворить государственные интересы. Новому составу парламента предстоит решить, что делать и с кем работать.
На уровне политики у нас со всеми странами хорошие отношения. На уровне экономики неплохие отношения со странами ЕАЭС. Кыргызстан - член Евразийского экономического союза с 2015 года. Поэтому можно сказать, что этот вектор внешней политики Кыргызстана достаточно стабильный.
Нынешний президент — ни антироссийский, ни антикитайский, ни антиамериканский. Он - прокыргызстанский, чего не скрывает. Кыргызстан готов к сотрудничеству с другими странами с учетом соблюдения своих интересов. Вопрос в том, кто хочет с нами сотрудничать и что предлагает. В этих вопросах конечно придется лавировать.
Кайрат Осмоналиев, заслуженный юрист КР
- Для небольших государств, вроде Кыргызстана, искусство ведения внешней политики куда важнее, чем для крупных держав. Нам приходится лавировать между интересами больших стран. Но делать это нужно с достоинством, принимая продуманные и выверенные решения.
Стратегический союзник Кыргызстана - Россия. В РФ трудятся около миллиона кыргызстанцев. Наша страна - член ЕАЭС, и мы получаем от этого много преимуществ. Что касается нашего экономического сотрудничества с Россией, в этом отношении мы вырабатываем максимум 25% нашего потенциала. Отчасти оттого что МИД КР достаточно пассивно работает в этом направлении.
С ближайшим большим соседом - Китаем у нас прохладные отношения. Эту ситуацию нужно менять и активнее работать с Поднебесной по крупным инфраструктурным проектам в рамках инициативы «Один пояс - один путь».
С союзным Казахстаном у нас частое недопонимание и блокирование границ. У казахов к нам претензии: они, мол, несут убытки от контрабанды товаров из Кыргызстана. Это понятно. Но с Казахстаном нам нужно поддерживать равноправные отношения. Вместо этого с их стороны иногда проскальзывают менторские нотки, недопустимые в международном сотрудничестве.
С Узбекистаном нам тоже нужно держать баланс. После открытия границ сюда хлынул поток их товаров и рабочей силы. А с Таджикистаном, как мне кажется, уже пора прибегать к помощи России. Ощутима угроза от него на наших южных границах.
Эдил Осмонбетов, политолог
- Кыргызстан должен иметь хорошие отношения со всеми соседями по региону. Плюс нужно перезагрузить отношения с США с учетом наших национальных интересов. Сейчас происходят тектонические геополитические сдвиги, формируется другое мировое устройство. В новых условиях для Кыргызстана главное - быть политически адаптивным и осторожным, чтобы не попасть в невыгодные ему схемы.
Сотрудничать с другими странами нужно взаимовыгодно. Так, за прошлый год все государства ЕАЭС, кроме России, оказались в минусе. При этом РФ находится под санкциями, и ей сложно содержать такой большой интеграционный блок. Любой экономический союз должен нести выгоду всем участникам, должны действовать свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Пандемия показала слабые места: мы не можем даже с соседями решить вопросы пропуска товаров через границу. В этих условиях следует прагматично пересмотреть наше международное сотрудничество.
Турсунбек Акун, руководитель Центра мониторинга за выборами в КР «Келечекке жол»
- От нового созыва ЖК будет зависеть наша внешняя политика. При этом после 5 октября кыргызстанцев может накрыть «белорусский синдром». Власти республики и общественность должны готовиться к этому. Не секрет, что международные неправительственные структуры типа ЮСАИД через местные НПО манипулируют общественным мнением. Их цель - столкнуть между собой общественные группы. В качестве противовеса мы создали наш центр. Мы мониторим ситуацию и выявляем иностранное вмешательство в местную политику. Согласно Конституционному закону о выборах депутатов и президента КР, международные организации и иностранные государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться в этот процесс.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter