В Бишкеке прошел круглый стол среди экспертного сообщества на тему: " Изменения Конституции Кыргызской республики: новый взгляд на Основной закон государства". На обсуждение проекта Конституции пригласили: членов Конституционного совещания, политологов, историков и гражданских активистов.
Один из вопросов, который обсудили спикеры - инициативу создания высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия - народного Курултая. Так, политолог Марс Сариев считает, что Курултай во многом пойдет на пользу стране.

-Мы привыкли работать и жить в исторической парадигме смены формаций. Это для нас естественный процесс, а западные проектировщики работают в парадигме конструктивизма. Помните, есть такой интересный фильм “Начальник Чукотки”? Там американцы продавали винтовки и граммофоны местным. Но они продавали интересным образом - только трубу, а механизм оставляли себе. То же самое произошло с демократией у нас. В США она строилась порядка 200 лет. Они прошли через войны и создали сложнейший механизм. Он состоит из согласия элит по базовым вопросам, наличия комитетов и институтов и контроля над СМИ. То есть это сложнейший механизм который запад отрабатывал более 200 лет, а мы хотим построить парламентскую республику с демократией за 30 лет? Мы только формально являемся парламентской республикой, а фактически - президентской. При этом президент у нас как громоотвод, а премьер-министр полноценный руководитель. Я обеспокоен, что мы теряем государственность, то есть Кыргызстан не управляет многими общественно-политическими процессами. Да, есть риск, что узурпация власти может произойти с новой Конституцией, но, вы знаете, кыргызы в отличии от других народов Центральной Азии смогли сохранить механизмы демократии. Эти механизмы существовали тысячелетиями. Я считаю, что позитивные сдвиги у нас уже есть.
Власть уже решает застарелые проблемы. Вот, к примеру, вопрос с кыргызско-узбекской границей. Я думаю, что с Таджикистаном мы тоже решим. Концептуально Кыргызстан уже самостоятельно решает свои проблемы. Это, конечно, не будет нравится глобальным игрокам. Но другого выхода нет. Мы должны понять, что у нас появился реальный шанс решать проблемы и стать концептуальным центром. Было сказано что Венецианская комиссия не понимает этот орган и называет его “декоративным”. Но Курултай был тем механизмом, который не давал возможность узурпировать власть хану и таким образом этот механизм мы сейчас актуализируем. Поэтому, я считаю, пусть будет Курултай, который тысячелетиями отработан. Наконец-то мы будем иметь свой концептуальный центр. За нас всегда принимали решения в других концептуальных центрах: Москва, Вашингтон, Пекин. Поэтому пока мы не построим свой - мы будем игровыми фигурами других центров. Сейчас наш президент вошел в позицию игрока и уже движение пошло.
Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов в дискуссии отметил, что не видит ничего страшного в очередном изменении Конституции республике.
-Если нас сравнить с Бразилией и Аргентиной, то там Конституция менялась еще бОльшее количество раз. Каждый из правителей писал ее под себя для того, чтобы легитимизировать свою власть. Многие говорят о том, что в Кыргызстане проходят реформы. Я скажу- это не просто реформы. Мы сейчас осуществляем переход от прошлой советской цивилизации к современной демократической. Вот в чем особенность современного этапа. Мы, может, не все понимаем достаточно глубоко, у нас незрелые политические элиты. Всю глубину процесса знают специалисты и ученые. Они понимают закономерность общего развития, они могут сравнивать и предлагать новые пути решения. Поэтому многое зависит от того как мы примем Конституцию. Знающие люди говорят, что нужно сформировать новую политическую элиту, основанную на достижениях и знаниях. Никто не хочет застрять в средневековье. Нет плохих форм правления - все формы правления хороши, если они адаптированы к условиям местного населения. Реформы стоит осуществлять не “абы как”, а управляемо. Нам надо управлять процессами, нельзя все отдавать на саморазвитие. Это всегда приводит к смуте и хаосу. Необходима централизация власти, нужен сильный президент. США являются классическим примером президентской республики. Там никто не говорит, что у них “Ханституция”. Там существует формула сильный президент, сильный парламент и сильная судебная власть. Ни одна ветвь власти не лежит под президентом. Она самостоятельна и автономна. Если президент переходит рамки дозволенного, он получает импичмент.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter