Читай. Смотри. Слушай:

Религия со школьной скамьи: кто воспитывает детей Кыргызстана?

Сегодня республика испытывает колоссальный дефицит в школах. По данным Министерства образования и науки КР, стране необходимо как минимум 600 школ. Денег на их строительство в казне нет. Местные толстосумы больше специализируются на возведении бизнес-центров, ресторанов и мечетей. Зато в образование подрастающего поколения кыргызстанцев охотно вкладываются зарубежные организации. Насколько эта помощь бескорыстна и как определить тонкую грань между благотворительностью и опасной религиозной пропагандой?

Что в имени твоем
В селе Сары-Могол Алайского района Ошской области развалилась часть здания местной школы. Ее построили в конце 70-х годов прошлого столетия. С тех пор учебное заведение капитально не ремонтировалось и естественно со временем пришло в негодность. 
Многие выпускники этой школы стали успешными бизнесменами, талантливыми артистами, врачами. Есть даже несколько известных политиков. Однако отремонтировать свою школу никто из них не захотел. Зато предпочли построить новую мечеть. 
- Деньги на культовое сооружение дали те, кто закончил школу в 80-х годах, - пояснил местный активист Арапбай Абдрахманов, - Люди таким образом хотят оставить память о себе, но главное то, что они делают богоугодное дело. Что в этом плохого? Народу будет где помолиться. Ну, а о школе пусть государство по беспокоится, это забота властей.
Вместе с тем село Сары-Могол является лидером района по числу мечетей. В относительно небольшом по площади поселке, где проживает около пяти тысяч человек, их построено уже восемь. Тем не менее местное население приветствует строительство еще одной.
Кстати, на митинге, который организовали по случаю закладки фундамента инициаторы строительства мечети, было много местных ребятишек. О чем думали в тот момент мальчишки и девчонки, глядя на то, как взрослые одобряют появление в селе нового религиозного заведения? Уж не о том ли, что мечеть важнее школы, а значит и учиться не обязательно?

Тема урока
На строительство школ для своих детей у государства денег нет, зато щедрые зарубежные инвесторы тратят на эти цели миллионы долларов. Особенно активно в этом направлении работают различные религиозные организации. Они за последние 15 лет построили более 70 современных учебных заведений, оснащенных необходимой мебелью и современной техникой. 
Лидирует в этом списке благотворительный фонд «Ассанабил». На его счету 45 школ, возведенных в самых отдаленных уголках Кыргызстана. На средства Саудовского фонда развития вместо 16 запланированных школ собираются строить 27. 
Благотворительный фонд «Катар», который функционирует за счет благотворительных пожертвований жителей этой страны, успел построить в Кыргызстане четыре школы.  
Вообще, список зарубежных организаций, так щедро вкладывающих средства в образование молодых кыргызстанцев, обширный. 
Дело вроде бы благородное, но определенные сомнения все же есть. Согласно исследованиям, в Центрально-Азиатском регионе наблюдается усиление религии во всех сферах жизнедеятельности. 
- Факт падения уровня светского образования и усиления религиозного на лицо, - считает директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. - В странах Центрально-Азиатского региона молодежь все чаще находит свои ориентиры именно в религиозной идеологии, которую могут навязывать организации, чья реальная деятельность завуалирована под благотворительность и вызывает большие сомнения. 
Как считает эксперт, проблема в том, что война за умы и сердца подрастающего поколения проиграна официальным духовенством. Религиозные общины раздроблены, их центры находятся за рубежом. В Кыргызстане же при отсутствии авторитета у власти данная ситуация не может не тревожить.

Не в вашу пользу
Детское религиозное образование в Кыргызстане не запрещено. Если оно действительно помогает возродить духовность в юных сердцах, то это даже приветствуется. Но только в том случае, если человек пришел к вере сознательно. Вопрос в том, сможет ли ребенок принять такое решение самостоятельно и обдуманно, а не посредством промывания мозгов. 
Некоторые фонды используют благотворительность как инструмент для продвижения своих идей и ценностей, которые не всегда соответствуют государственной политике Кыргызстана в сфере религии. Именно такие структуры, по мнению сотрудников правоохранительных органов, представляют серьезную опасность. 
Чаще всего это происходит через возведение различных религиозных сооружений, оказание материальной помощи, проведение разных мероприятий и акций, связанных со знаменательными датами в конкретной конфессии. Бывает и так, что активность может быть «разбавлена» строительством небольших социальных объектов и оказанием какой-либо помощи, но в целом подобные благотворительные организации и фонды не отходят от своей изначальной религиозной повестки.
- У нас более сотни медресе, и каждое имеет своего хозяина, - рассказал бывший глава Госкомиссии по делам религий Каныбек Осмоналиев. – Работают эти учреждения под эгидой Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Бангладеш. Они очень активно внедряют свое видение ислама. Будучи директором госкомиссии, я часто сталкивался с жалобами родителей, что их дети становились неузнаваемыми, агрессивными. Различные религиозные фонды стали создаваться в стране, когда Кыргызстан декларировал свободу слова и вероисповедания, а потом начали выявлять различные ячейки, которые придерживались и пропагандировали запрещенные идеи.
Кстати, специалисты Бостонского университета исследовали влияние религия на детей. «Религиозное воспитание оказывает мощное воздействие на способность детей отличать реальность от вымысла не только в религиозных, но и в фантастических историях. То, что светские дети отнесли к категории вымысла, их ровесники с религиозным воспитанием приняли за чистую монету. Фактически религиозные истории, которыми промывают мозги детям, попросту их дезорганизуют, поскольку даже нелепые вымыслы, не обязательно связанные с религией, они готовы воспринимать как истину в последней инстанции», - говорится в исследовании.
 
Между тем
С сентября 2020 года в ряде школ Кыргызстана введен новый предмет – «История религиозной культуры». Дисциплину в течение пяти лет тестировали, и теперь экспериментальные уроки идут в 56 школах во всех регионах страны.

Автор: Анна Чеботаева

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Так же, читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью: