О помощи России Кыргызстану во время распространения коронавирусной инфекции сказано много. К нам привозили тест-системы, средства индивидуальной защиты, аппараты искусственной вентиляции легких, лекарства. Однако поддержку Российской Федерации надо рассматривать гораздо шире.









Структура и размер помощи, оказанной Кыргызстану с февраля 2020 года для борьбы с COVID-19, свидетельствует о том, что наше стратегическое партнерство выдержало серьезное испытание. У республики два стратегических партнера – Россия и Китай. Они предоставили Кыргызстану более 70% безвозмездной помощи (без учета кредитов международных финансовых институтов).
Так, например, в апреле 2020 года премьер-министр Кыргызстана встретился с руководителем «Газпром Кыргызстан». Они договорились, что компания вернет старые цены на газ. Ранее «Газпром Кыргызстан» анонсировал повышение стоимости одного кубометра газа для населения с 15,3 сома до 17,6 сомов, для бизнеса - с 18,7 сомов до 21,3 сомов. Как заявил гендиректор компании Б.Абильдаев, «…с учетом ситуации с противодействием распространению коронавирусной инфекции, компания пересмотрит свое решение и вернет прежние тарифы на газ для населения и коммерческих структур».
Весной 2019 года была достигнута договоренность о выделении Россией 10 млн. долларов для поддержки бюджета КР. Деньги поступили осенью, и сыграли позитивную роль при поддержании бюджетников зимой 2020 года.
И не стоит забывать, что в 2018 году Россия списала остаток внешнего государственного долга Кыргызстана в размере 240 млн. долларов. Это позволило властям Кыргызстана сэкономить деньги на обслуживании внешнего долга в 2019-2020 годах.
Полагаем, что российская помощь Кыргызстану и другим странам внимательно отслеживается странами, претендующими на мировое господство. Поэтому не вызывает сомнений, то что мир после победы над пандемией не будет прежним. Этот фактор окажет влияние на динамику отношений Кыргызстана и России.
Можно констатировать, что под прикрытием санитарных форс-мажорных обстоятельств глобальную экономику опустили в рецессию. Происходит переформатирование глобальной экономики с использованием политических, возможно, и силовых инструментов. Это означает, что ведущие страны мира начали конкурировать за пространственное влияние, которое сменило конкуренцию за технологическое лидерство.
Основные черты новой экономической реальности
1. Недееспособность системы глобального экономического регулирования
Из процесса управления экономическим кризисом фактически выпали МВФ и ВТО. Развязанные США санкционные и торговые войны против целого ряда государств запустили механизм деглобализации.
2. Кризис глобального топливно-энергетического рынка
Пандемия ускорила распад всей системы управления мировым энергетическим рынком. Маловероятно, что структура мирового энергетического рынка восстановится в короткие сроки - даже в случае создания нового американо-саудовского нефтяного альянса.
Наиболее активная конкуренция происходит вокруг европейского энергетического рынка. Здесь используются политико-административные механизмы. Об этом свидетельствуют заявления президента США Дональда Трампа о готовности применить санкции против европейских компаний, сотрудничающих с Россией и «противодействующих» таким образом поставкам американских сланцевых углеводородов в Европу. Подобный санкционный подход будет применен и к другим поставщикам углеводородов в Европу, где США стремятся достичь доминирующего положения.
3. Снижение социального стандарта для большей части населения
Фактически исчезает прослойка людей «среднего класса» сформированная за счет банковских кредитов. Это происходит за счет сокращения финансового сектора и сферы услуг и развлечений.
Финансовый сектор имеет внерегиональный характер и еще до пандемии имел тенденцию сокращаться за счет автоматизации. Снижение спроса в сфере услуг и развлечений можно отнести к последствиям COVID-19. В этой связи обострится проблема выработки новой социальной модели развития страны.
4. Борьба за сохранение американоцентричности финансово-инвестиционной сферы.
Для США, стремящихся сохранить свою глобальную гегемонию, утрата контроля над глобальными финансами означает глубочайшее поражение. Поэтому Америка начала использовать все средства, включая расширение экстерриториальности собственных правовых норм. Главная особенность нынешней ситуации – резко возросшая практика применения административных мер для решения политических и экономических задач.
Имеющиеся тенденции затрагивают в разной степени все страны. Последствия для государства зависят от размера его экономики и степени его «встроенности» в глобальные финансовые и производственные цепочки. В ряде случаев новые тенденции ставят под сомнение сохранение существующих моделей в политике и экономике.
Основные выводы
Первый вывод. Концепция ограничения интеграции экономической сферой дает сбои. Нынешний кризис создал более эффективную гибридную систему ежедневного разрешения политико-социально-экономических рисков. Оказались востребованы экстренные меры по координации социально-политической деятельности, начиная с введения контура безопасности в систему общеевразийских интеграционных приоритетов.
Второй вывод. Модель развития страны, опирающаяся на эксплуатацию ресурсного потенциала и обеспечение относительной социальной стабильности за счет перераспределения ресурсной ренты, устарела.
Такой подход имел место и в относительно небогатых ресурсами странах, как Кыргызстан или Беларусь. В новых условиях это рождает растущие риски внешнего вмешательства, причем как политического, так и политико-силового. Особенно если ситуация в американском ТЭКе станет угрожающей, то мы можем стать свидетелями очередных «цветных» революций.
Третий вывод. Необходим новый уровень защищенности финансовой системы стран Евразии в условиях кризиса доллароцентричной системы. Иначе инвестиционные ресурсы, необходимые для восстановления экономики, будут выведены из региона. А это повлечет самоизоляцию финансовых систем государств региона друг от друга. Финансовая дестабилизация приведет к новому витку кризиса. Одним из инструментов противодействия этому процессу может стать запуск внутриевразийского инвестиционного механизма.
В идеале нужно выйти на новый уровень управляемости и защищенности расчетной системы по всей Евразии, а не только в отношениях между двумя странами.
Незащищенность финансовых систем и их «привязка» к доллару США создает условия для вымывания инвестиционных ресурсов не только из национальных рынков, но и из всей экономики Евразии, как в результате манипуляций, так и естественным путем - за счет большей привлекательности других центров экономического роста. Однако новый уровень координации деятельности монетарных властей недостижим без выхода на новый уровень политического взаимодействия.
Четвертый вывод. Становится критичным создание общеевразийской цифровой системы управления и информирования населения, предотвращающей информационные манипуляции. Масштабы и социальные последствия таких манипуляций могут оказаться широкими. Странам Евразии необходимо выходить на высокий уровень защищенности социальной сферы и информационного пространства.
Вместо заключения
Перефразирую известную поговорку: «Если страны Евразии не займутся новыми тенденциями, то новые тенденции займутся ими».
Шерадил Бактыгулов, политолог,
сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter