Кыргызстан, уже переживший два госпереворота, снова попал в зону политической турбулентности. В результате 2-недельных митингов и передела власти в республике сменилось руководство. Теперь новая «верхушка» пытается легализовать свое положение и наладить отношения с внешними партнерами. Своим мнением о ситуации в КР поделился российский политолог Семен Уралов.
- Вы наверняка следите за ситуацией в Кыргызстане. Как назовете то, что здесь произошло?
- Я бы назвал это стандартным проявлением устоявшейся в республике форме правления - охлократии (власти толпы). Здесь действуют кланово-родовые отношения, оформленные в виде парламентаризма. Каждый раз кланы объединяются против президента и устраивают очередной бунт.
- То есть конфликтный потенциал кроется в самой политической системе КР?
- Да. Это уже не первый цикл для Кыргызстана. Все происходит по одной и той же схеме. Кто-то становится президентом, начинает формировать свой клан, и это вызывает недовольство со стороны других сил. Они объединяются, чтобы свергнуть общего врага. Кстати, таким образом еще и обнуляют внешние долги - кризис же, майдан, надо снисходительнее быть. А потом формируется шаткая коалиция. Но клановая политика в любом случае ведет к конфликтам, поскольку все пытаются друг друга обмануть.
Устойчивой системы политических партий в Кыргызстане нет. Под каждые выборы создают новые партии. К сожалению, новое голосование не решит проблему. Это даст временную разрядку, но противоречия уйдут вглубь. И через некоторое время кризис может снова повториться. Потому что политический класс республики давно поставил на поток рейдерские схемы.
- Учитывая рейдерские схемы, надо полагать, качество пришедшей «элиты» сомнительное. Может ли новая власть окончательно легализовать себя? Что для этого нужно сделать?
- Новая власть должна наладить диалог между обществом и государством и вообще перезагрузить проект «Кыргызская Республика». Потому что от перемены лиц ничего не меняется. Парламентская система в нынешнем виде сулит перманентный кризис. Надо чем-то его уравновешивать. Возможно, институтами самоорганизации на местах или введением одномандатных округов. Нужно искать варианты.
- Проблема не только в парламентаризме. Власти страны пытаются провести конституционную реформу и перейти на одномандатные выборы. Поможет ли это Кыргызстану?
- Реформируя политическую надстройку, можно бесконечно пробовать и ошибаться. Я думаю Кыргызстану нужно пойти другим путем: изучить запросы в обществе и опереться на них в изменении системы. А реформы ради реформы – это путь в тупик.
- Как именно республике выйти из круговорота переворотов, рейдерских захватов власти и клановых отношений?
- Из клановых отношений выйти невозможно. Их надо институализировать. Пусть они будут представлены в политике. Для этого нужно создать партии, опирающиеся на региональные кланы. Ничего в этом плохого не вижу.
- Но именно так здесь отношения и строятся. Куда важнее баланс сил для большей устойчивости политической модели.
- Конечно, нужно сделать юридической практикой то, что стало нормой в обществе. Для этого нужно полноценно изучить запросы общества: экономические, идеологические, культурные, религиозные. Причем объективно, с привлечением квалифицированных внешних наблюдателей. Так будут сняты многие противоречия.
- Кстати, о внешней политике. Россия хочет видеть в Кыргызстане более или менее надежного партнера, поэтому сейчас приостановила помощь республике. Отношения на высшем уровне предстоит выстраивать практически заново. Тем более учитывая отставку посла КР в РФ Аликбека Джекшенкулова. Что нужно сделать новым властям страны, чтобы наладить отношения со стратегическим партнером?
- Россия хочет видеть в Кыргызстане союзника, ведущего последовательную политику, не применяющего рейдерские схемы, не меняющего «верхушку» каждые 5-7 лет. России интересна устойчивая государственность в этой стране. При этом никаких новых отношений выстраивать не надо. Кремль не отрицает приоритет отношений с Кыргызстаном. Но республика должна восстанавливать свои госинституты. И думаю в этом отношении Россия готова помогать.

- Какого характера может быть эта помощь - материальная или консультативная?
- Помощь должна быть, в первую очередь, доброжелательной. Если это помощь деньгами, то только целевая. Я считаю, политическую надстройку поддерживать вообще не надо, потому что она ведет себя по-рейдерски. А консультации и рекомендации – это право союзника, которому небезразлична ситуация в партнерской стране. Не стоит забывать, что наши страны, кроме общей истории, связывают граждане Кыргызстана, которые живут и работают в России. Они - наши главные мосты. Эти люди не согласны с порядками на родине, но не теряют с ней связи, и возможно хотят вернуться. Кыргызским властям следовало бы прислушаться к согражданам, трудящимся в РФ.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter