Читай. Смотри. Слушай:

Кто и зачем уничтожает кыргызскую милицию?

В тюрьмах Кыргызстана содержат в среднем в два раза меньше заключённых, чем в других странах (в пересчёте на количество населения). И в четыре (!) раза меньше, чем в  США. При этом Запад навязал республике губительную «демократическую» реформу, от которой выиграли только преступники.

В Кыргызстане один милиционер обслуживает в среднем 540 жителей – нагрузка чуть ли не самая  большая в мире. При этом штаты МВД КР ещё и стали сокращать!

Что за эксперименты ставят над кыргызской милицией, до этого выжившей в самые тяжёлые времена? Об этом сегодня, в День работника уголовного розыска Кыргызстана, рассуждает наш постоянный эксперт Эдил Марлис уулу – в прошлом оперативник угрозыска и милицейский следователь. 


Немного истории: движение вверх

Что такое милиция? Это – государственный орган, который обеспечивает безопасность граждан внутри страны. А безопасность жителей страны - одна из основных задач любого государства. Ведь люди в своё время стали жить группами, строить сёла и города,  создавать государства в первую очередь именно ради своей безопасности. Ещё живя общинами, они выработали  определённые правила, которые способствовали их общей жизнедеятельности. Нарушение этих правил являлось проступком или преступлением в зависимости от причинённого вреда. 

Когда поселения и города разрослись, их жители стали назначать специальных людей, которые должны были следить за порядком. Эти люди наделялись определёнными полномочиями для осуществления своей деятельности. Сейчас в мире нет ни одного государства, где не было бы таких специальных органов. Даже террористические организации, такие как ИГИЛ, в захваченных городах создавали структуры, призванные следить за соблюдением порядка. 

Милиция в Кыргызстане появилась сразу же после прихода сюда советской власти: большевики прекрасно понимали, что даже социализм не сможет полностью искоренить преступность. Милиция развивалась вместе с Советским Союзом. Работали целые научные институты, где разрабатывалась система противодействия преступности. Годами нарабатывалась практика. Изучался опыт других стран в этой сфере. Готовился преподавательский состав для школ милиции, которые в свою очередь готовили высококвалифицированные кадры. 

Советская милиция была одной из самых профессиональных и  успешных правоохранительных структур в мире. В СССР человек чувствовал себя почти в полной безопасности. Если даже было совершено преступление, все знали: оно будет раскрыто и преступники понесут наказание. Давайте запомним одну истину: наказание виновного - это самый эффективный вид профилактики. Другие преступники десять раз подумают, идти ли на нарушение закона. 

Свой профессионализм кыргызская милиция показала в «лихие девяностые». Ответственно заявляю: в то время, как некоторые новые государства развалившегося СССР оказались во власти преступников, в Кыргызстане бандитизму чересчур разгуляться не дали. 


Не маленькая зарплата виновата

Криминальный беспредел, конечно, был и в Кыргызстане, но всё же не в таких масштабах, как в других республиках. Кыргызская милиция, терявшая в связи с волной миграции высококвалифицированные кадры, с ничтожным материальным обеспечением худо-бедно, но обеспечивала правопорядок. 

Представьте: РОВД, обслуживающий целый район, получал на весь свой транспорт всего 20 литров бензина (!) в сутки. Иногда милиционерам приходилось даже брать горючее взаймы у бизнесменов. Об обмундировании и технике и говорить не стоит - перебивались тем, что осталось от СССР. Даже в столице Бишкеке из-за поломки единственной дежурной машины или из-за отсутствия горючего следственно-оперативной группе приходилось выезжать на место происшествия на общественном транспорте, а то и  добираться пешком. Но свой долг милиция исполняла. Нераскрытыми оставались единичные тяжкие преступления. Но над ними сыщики продолжали работать в последующем, периодически доставая материалы из архивов. 

Со временем, конечно, и милиция стала разлагаться. Ведь все, кто там служил, жили в обществе -  по новым традициям и новым неписаным законам. Сотрудники органов внутренних дел в 1990-е получали в среднем всего 15 долларов в месяц, в то время как  простой продавец с лотка на улице мог заработать 100-150 долларов. Но даже с такой мизерной зарплатой милиционеры не забывали о своём предназначении. В те годы вы не могли увидеть такой, как сейчас, автопарк крутых «тачек» перед зданиями РОВД и УВД. 

Поверьте, не маленькая зарплата сделала нашу милицию такой, какой мы её знаем сейчас. Всё началось, когда «беспределить» начали высокопоставленные чиновники. Когда они стали откровенно грабить своё государство. А ворующий сам не может запретить это делать другому. Это усвоили все граждане. Не стала исключением и милиция. 

Но даже при этом сотрудники МВД делали свою работу в целом неплохо, не давая криминалитету поднять голову. Даже тогда, когда вся верхушка государства ездила на поклон к лидерам преступного мира Кыргызстана. Максимум в течение полугода милиция могла полностью уничтожить все криминальные группировки страны. Но ей никто не давал такой возможности - руководство страны в этом почему-то не было заинтересовано. 

При президенте Бакиеве милиция уже откровенно начала превращаться в коммерческую структуру. А добил её, считаю, Атамбаев. Улучшение технического оснащения милиции, выдача квартир её сотрудникам - это была пыль в глаза. Вспомним, как и кого президент Атамбаев назначал министрами. Чего стоит одно только назначение главой МВД бывшего  атамбаевского телохранителя с формулировкой: «Пусть попробует». Назначение на этот высокий пост человека, который даже не мог назвать количество РОВД в стране, не имеющего достаточной практики даже в роли простого сотрудника, не говоря уже об управленческом опыте, - это ясно показывает отношение к отечественной милиции.  

Экс-президенты Курманбек Бакиев и Алмазбек Атамбаев

Апогеем же «антимилицейской» деятельности президента Атамбаева, думаю, можно считать пресловутую судебно-правовую реформу. А именно -  введение в 2017 году новых кодексов. С подачи или под давлением Запада… 


Памятник реформаторам от… преступного мира

Реформа проходила под лозунгами «ухода от советской эпохи» и «устранения карательности, репрессивности советской системы». Кыргызстанцам новые кодексы преподнесли как более демократические и гуманные. Их принятию предшествовала массированная информационная подготовка через СМИ. Повсеместно появлялись публикации о милицейском беспределе, насилии над задержанными. Народ явно настраивали против сотрудников органов внутренних дел. Закладывали в народное сознание мысль: милиционеры умеют только, избивая, «вешать»  преступления на невиновных и сажать их на большие сроки. 

Не отрицаю – такое явление тоже существует. Но это исключение, а не постоянная и повсеместная практика. Но даже при этом руководство страны в первую очередь должно было задаться вопросом: почему такое происходит и как эти явления устранить? Надо было работать над улучшением профессиональной подготовки сотрудников - ведь кулаками «работает» тот, кто не умеет работать головой. Как говорил один из моих преподавателей: «Быть полицейским - это как перетаскивать уголь в белом фраке. Надо и уголь перетаскать, и фрак чистым сохранить». 

После артподготовки началась работа над изменением Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Их разработкой занялись юристы-теоретики и... НПО. Энпэошников к этому делу привлекли якобы как «радеющих за права граждан». А фактически - как представителей стороны, ДАЮЩЕЙ ДЕНЬГИ. Ведь гранты на разработку кодексов выделял именно Запад.

Пособие о применении новых кодексов. На обложке – юбилейный логотип фонда Сороса, одного из спонсоров судебно-правовой реформы в КР

Не буду вдаваться в юридические тонкости - постараюсь вред этих кодексов разъяснить доступным языком.

Реформаторы гуманизировали законодательство до такой степени, что преступники должны поставить им памятник! Теперь, например, к многократно судимому рецидивисту суд должен относиться так же,  как к несмышлёному юнцу, впервые по глупости укравшему курицу. За многие преступления стало возможно отделаться штрафом. 

Делалось это якобы для уменьшения количества граждан, попадающих за решётку. Хотя, если взглянуть на статистику, то в самих США – САМОЕ БОЛЬШОЕ количество заключённых в мире - 2,2 миллиона! Или  639 на 100 000 граждан. А Кыргызстан по этому показателю вообще находится на 118-месте (!) в мире - 161 заключённый на 100 000 населения. Так кто же тогда больше нуждается в реформах?!

Я - не сторонник жестокости. Но человек, выбравший смыслом своей жизни нарушение закона, если его не изолировать от общества, будет совершать свои преступления постоянно.

Из Уголовно-процессуального кодекса реформаторы фактически убрали оперативно-розыскную деятельность - основу для работы уголовного розыска. Оперативников превратили в исполнителей поручений следователей. Они теперь не имеют права обзаводиться агентурой и, соответственно, лишены возможности получать оперативную информацию о готовящемся преступлении, о людях, совершивших преступления, о скрывающихся преступниках и ещё много о чём другом. 

Может, такое подчинение и имело бы эффект, если бы в следственных органах работали высококвалифицированные специалисты. Но таковых там осталось ничтожно мало. Из-за колоссальной нагрузки многие следователи ушли работать в другие подразделения или на пенсию. Сейчас костяк следствия составляют молодые девушки, только что окончившие Академию МВД. А ведь только через пять лет работы, как минимум, следователь становится опытным профессионалом и начинает работать в полную силу. 

Новый кодекс обязал следователей вести следствие по каждому происшествию, каждому заявлению и сообщению, ликвидировав такую процедуру, как доследственная проверка. Не увеличив количества следователей, государство увеличило им нагрузку в несколько раз.  Хотя они и до этого едва справлялись со своей работой. О каком же качестве расследования может идти речь?  

Преступное сообщество страны пока пользуется старыми методами уйти от ответственности - договаривается с судьями. Но очень скоро преступники поймут, что лишних денег тратить не стоит – на них работают горе-реформаторы. И тогда криминалитет легко и быстро захватит власть в стране.

 

Экстремисты – на пороге, а борцы с экстремизмом не нужны?!

Когда сотрудники МВД стали немного приноравливаться к новым кодексам, со стороны властей на них свалился ещё один «подарок» - сокращение штатов. 

Давайте опять взглянем на статистику. В среднем в мире один полицейский обслуживает 300 человек. В РФ на одного полицейского приходится 195 жителей,  в Казахстане - 215, в США - 480, в Норвегии и Швеции - по 500. А в Кыргызстане один милиционер обслуживает 540 граждан! Нагрузка – чуть ли не  самая большая в мире! Так куда сокращать-то?!

Сокращение можно проводить, если:

  • преступность в стране в течение десятилетия постепенно идёт на убыль;

  • профессиональный уровень сотрудников повысился, и один милиционер может заменить собою нескольких коллег;  

  • внедрены современные технические средства фиксации преступлений и преступников в количестве, охватывающем всю территорию страны; если МВД полностью обеспечено техническим оснащением. Одним словом, если техника может выполнять многие функции вместо физического труда милиционеров. 

Ничего этого нет в помине. Тогда почему затеяли сокращение? 

Самый вопиющий факт - сокращение начали с центрального аппарата МВД, с бывших главных управлений - служб, как они называются сейчас. В этих подразделениях собрана, не побоюсь этого слова, элита сегодняшней милиции. Лучшие сотрудники с большим стажем работы и, соответственно, с большим опытом. Это - те люди, которые работают по громким и тяжким преступлениям. 

Приведу самый глупый, на мой взгляд, пример нынешнего сокращения - в центральном аппарате 10-й службы МВД сократили 26 сотрудников. Для тех, кто не в курсе, - это служба по борьбе с ЭКСТРЕМИЗМОМ. Её сократили именно в тот момент, когда у Кыргызстана под боком - в Афганистане - пришла к власти организация, которая во всём мире признана как экстремистская и террористическая. Когда риск экстремизма в регионе увеличился в разы. Когда все наши соседи, наоборот, усиливают работу с внутренними радикальными организациями и ячейками. 

Так на чью же мельницу льют воду реформаторы?


Борьба с треногами или как посеять хаос

Ещё одна интересная тенденция последних дней. В Кыргызстане появились активисты, которые начали борьбу с мобильными устройствами фиксации нарушений на дорогах, именуемыми в народе «треногами». Новоявленные «правозащитники» стали конфликтовать с операторами этих устройств, с руководством муниципалитетов, на территории которых эта техника работает, с обслуживающей её фирмой. 

Любой нормальный человек понимает, что эти треноги в первую очередь выполняют профилактическую функцию. Автомобилисты, опасаясь быть ими зафиксированными, соблюдают ПДД по всему маршруту своего движения. Думаете, активисты глупы и не понимают этого? Отнюдь. Это грамотные ребята. Они чётко изъясняются, цитируют законы.  Они якобы ратуют за простой народ, который не в состоянии оплачивать штрафы. 

Может показаться, что эти ребята хотят набрать политические очки перед предстоящими выборами. Но за их действиями явно стоит совсем другое… Если сейчас фирма, обслуживающая эти мобильные устройства, дрогнет и, чтобы избавиться от этой головной боли, уберет свои аппараты, то горе-активисты пойдут дальше. Они уже начнут требовать убрать и стационарные камеры видеонаблюдения проекта «Безопасный город» – ведь они тоже фиксируют нарушения, за которые приходится платить штраф. 

Передвижная камера «Безопасного города» (тренога)

Полагаю, что всё вышеперечисленное - это звенья одной цепи. Всё это делается для ОСЛАБЛЕНИЯ милиции. Не стоит забывать, что кыргызские правоохранительные органы и так деморализованы до предела после нескольких госпереворотов, когда власти бросили их против народа, а потом отвернулись от них, оставив без моральной поддержки. 

Когда в государстве орган,  обеспечивающий правопорядок, слаб, начинается хаос. 

Кому это на руку? В первую очередь - преступному сообществу. К месту будет вспомнить, сколько кыргызстанских депутатов и чиновников связано с криминалитетом. 

Есть и другая сила, которой очень выгодно ослабление правоохранительных органов Кыргызстана. Это иностранные государства, пытающиеся в своих геополитических интересах превратить наше государство в территорию хаоса. Причём нашими же руками! Предлагаю ещё раз вспомнить, кто финансировал разработку и продавливал проведение  убийственных для нашей страны реформ…


Публикация отражает точку зрения автора.


Автор: Эдил Марлис уулу

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Также читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Также читайте:


  • Эдил Марлис уулу
    «Когда власть сама использует Конституцию как половую тряпку, что остается делать? Пока руководство страны не войдет в правовое поле и не начнет действовать по законам, говорить о развитии страны и ее сохранении не стоит», - лидер партии «Тартип»...

  • Минсельхоз решил слабые стороны сделать сильными
    Министерство сельского хозяйства Кыргызстана накануне озвучило слабые стороны отрасли. Так, среди основных проблем фермеров выделяют слабую техническую оснащенность. В стране десятки тысяч тракторов, а обновили лишь 5% техники. Недостаточно в...

  • Кыргызстанцы стали меньше уезжать на заработки в другие страны
    В 5 раз сократилось количество кыргызстанцев, выезжающих за рубеж с целью трудоустройства. Такие данные прозвучали сегодня на конференции “Сложности и ограничения при трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом”....

  • Дорого жить: как выросли цены на продукты в странах ЕАЭС
    После карантина и политического кризиса доходы кыргызстанцев упали. А вот цены на продовольствие в стране с начала года выросли почти на 9%. Если сравнить рост с аналогичным показателем в других государствах ЕАЭС, то Кыргызстан лидирует. Однако...

  • Целились в гюленовцев - попали...в кыргызскую власть
    Анкара крепко подставила своих партнёров в Бишкеке. «Где официальные сообщения турецких властей, где фото задержанного Инанды?» - такой аргумент привёл эксперт Эдил Марлис уулу во вчерашнем интервью «Кундеми», усомнившись в версии похищения главы...