Одним из важных компонентов (и одной из причин) нынешнего украинского кризиса является движение украинских националистов. Они сами и их идеология тесно встроены в киевский политический режим, поэтому его можно считать неонацистским. Ведь современные «бандеровцы» - прямые последователи украинских националистов периода 1930-1940-х годов, которые были активными пособниками нацистской Германии.
Есть, что любопытно, у них много сходства с басмачами Средней Азии.
Для понимания реальной истории движений украинских националистов и басмачей надо посмотреть на них с точки зрения проектного подхода, с помощью которого они были созданы и управлялись. Оба движения являются однотипными проектами с внешней поддержкой и управлением.
Украинские националисты и басмачи похожи технологиями создания, функционирования и внешнего управления (оба движения зародились в пограничных аграрных регионах), финансирования, методами действий, завершением или консервацией проекта (эмиграция в дружественные и приграничные страны лидеров и активистов или их перевод в «спящий режим» в родных местах).
Интересно посмотреть на деятельность обоих движений в период Второй мировой войны.
В 1941 году басмаческое движение перестало получать британскую поддержку после заключения соглашения о военном союзе между СССР и Великобританией. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) советские пограничники боролись с группами басмачей, которые совершали прорывы на территорию среднеазиатских республик и регулярные нападения на пограничные заставы с целью отвлечения ресурсов на борьбу с ними и сковывания пограничников для предотвращения их переброски на фронт. Куратором басмачей на тот период была Абвер - военная разведка нацистской Германии.
Украинские националисты в период войны служили в частях СС, того же Абвера, полиции и вермахта нацистской Германии.
Марш украинских националистов перед нацистскими офицерами в 1941 году на Западной Украине.
Обратим внимание на государства, в которых украинские националисты и басмачи нашли убежище после сворачивания их движений. Басмачи и их семьи нашли приют в Афганистане, Иране, Индии, Пакистане, Турции, северо-западной части Китая, арабских и европейских странах. К странам, предоставившим убежище значительному числу украинских националистов, относятся Канада, США, европейские и латиноамериканские страны, Австралия.
17 июля 1959 года президент США Эйзенхауэр подписал федеральный закон 86-90 «О порабощенных нациях», который в числе прочих лоббистов продвигали украинские националисты, получившие убежище в США. Третья неделя июля была официально провозглашена «Неделей порабощенных наций». Закон продолжал антикоммунистическую и антисоветскую доктрину президента Трумэна, и был направлен на подрыв единства и распад Советского Союза.
Западные и прозападные структуры давно продвигают ряд совпадающих исторических фейков об обоих движениях, изображая из них «борцов за свободу и независимость», «основателей национальных государств», «патриотов», «повстанцев», «жертв советской власти», «жертв политических преследований», «историческую альтернативу» и т.д.
Арестованные предводитель ферганских басмачей Исламкул и его сподвижники, 1923 год.
В реальности украинские националисты и басмачи были очень похожи во многом другом:
- участниками обоих движений были представители части имущих социальных классов и духовенства, бывшие уголовники, радикалы, стремившиеся к достижению личных и групповых интересов;
- оба движения постоянно получали внешнюю помощь (деньги, оружие, информационную и политическую поддержку, возможность получения убежища в дружественных странах) и действовали в пограничных регионах;
- лидеры обоих движений активно сотрудничали с иностранными разведками и во многом ими контролировались;
- у лидеров и активистов была возможность эмиграции в соседние и дружественные страны с последующим получением убежища;
- лидеры и активисты движений получали часть своего дохода от грабежей и разбоев против мирного населения;
- участники движений запятнали себя совершением множества тяжких и особо тяжких уголовных преступлений (часть пойманных участников обоих движений были осуждены по уголовным, а не политическим статьям Уголовного кодекса) и террористических актов против представителей власти разного уровня;
- у лидеров и участников движений была возможность получения амнистии от советской власти с последующим возвращением к мирной жизни в родных местах (в период Гражданской войны и в 1920-х годах советская власть несколько раз объявляла амнистию участникам басмаческого движения, в 1955-м в СССР была проведена хрущевская амнистия осужденных украинских националистов).
В заключение обратим внимание на оценку этих движений настоящего профессионала. Советский кадровый офицер-пограничник Джаманкул Дженчураев, имевший богатый опыт борьбы со среднеазиатскими басмачами в 1920-1930-е годы, в 1944-1946 годах служил на западной границе СССР и воевал против украинских националистов. В 1967 году он опубликовал свою книгу «Фронтовые записки пограничника», в которой раздел о преступлениях украинских националистов назвал «Басмачи Украины».
Джаманкул Дженчураев.
Кстати, в постсоветский период западные структуры последовательно продвигают реабилитацию осужденных участников обоих движений. На Украине реабилитация украинских националистов уже проведена. А в Кыргызстане прозападными силами предпринимаются активные попытки реабилитировать басмачей.
Автор: Павел Дятленко, доцент кафедры истории КРСУ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter