Читай. Смотри. Слушай:

Кто друг, а кто так: какие страны-кредиторы идут навстречу Кыргызстану?


Госдолг Кыргызстана на 1 января 2021 года составил 4 млрд 886 млн долларов. Часть этих средств чиновники КР заняли у собственных граждан - 14% от суммы, путем размещения ценных бумаг на местном фондовом рынке. Остальное – это финансовые обязательства перед другими государствами, об этом накануне рассказали в Минфине. Мы сравнили, кто и сколько средств выделяет Кыргызстану, и чьи займы легче обслуживать.


Помимо выплат по основному долгу, республика ежегодно берет средства из госбюджета на погашение процентов. По данным Минфина, за прошлый год на эти цели был потрачен 31 млрд сомов. 


- Нам пришлось потратить на погашение внешнего долга 16 млрд сомов, на внутренний – 15 млрд сомов, - рассказал на пресс-конференции в Бишкеке министр финансов Кыргызстана Кыялбек Мукашев.


Структура госдолга: основные кредиторы (на ноябрь 2020 г.) 

Экспортно-Импортный банк Китая – 1 млрд 782 млн дол. 

Азиатский банк развития – 600 млн дол.

Международный валютный фонд – 380.5 млн дол. 

Всемирный банк – 671.6 млн дол. 

Исламский банк развития – 114.9 млн дол. 

Японский банк международного сотрудничества – 246.5 млн дол. 


Это самый высокий размер госдолга Кыргызстана за весь период независимости государства. При этом больше всего КР занимал у Китая. 


- Китай выделил облегченные кредиты, мы знаем, что Кыргызстан извлек пользу из этих средств. Эти долги могут быть списаны только на основании соглашения, но китайская сторона не рассматривает эти вопросы. У Кыргызстана нет иного выхода, кроме как погасить эти долги, - отмечал ранее Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Кыргызстане Сяо Цинхуа. 


Долг перед Поднебесной составляет чуть меньше половины всех займов республики. Все потому что кредиты у КНР брать выгодно – они дешевые, плюс китайцы не требуют проведение реформ, в отличие от западных стран и институтов. Такие организации, как МВФ и Всемирный банк, в большинстве случаев выделяют Кыргызстану льготные кредиты на долгое время и под низкий процент, или даже выдают грант (заем который не надо отдавать). Но взамен они требуют от правительства следовать так называемым «принципам демократии»: соблюдать права граждан, проводить честные выборы, поддерживать разного рода меньшинства, правильно распоряжаться госбюджетом (тратить больше денег на развитие инфраструктуры, меньше - на социальные обязательства). Китай в разное время одолжил Кыргызстану около 2 млрд долларов - в основном на развитие инфраструктуры с условием использовать труд китайских рабочих. 


Подход России в помощи Кыргызстану кардинально отличается. Взять хотя бы недавнюю помощь в 20 млн долларов. Напомним, в декабре прошлого года российские власти безвозмездно выделили республике финансовые средства, официально - на покрытие финансового разрыва в бюджете КР. По факту же, временные кыргызские власти испугались, что в 2021 году не хватит денег, чтобы выплатить пенсии и пособия малообеспеченным семьям. Таким образом, Россия помогла Кыргызстану исполнить социальные обязательства. На такие действия мировые финансовые институты редко когда идут.  Нельзя не отметить и борьбу с коронавирусом. РФ помогала Кыргызстану медикаментами, ПЦР-тестами, кислородными концентраторами. А в пик пандемии отправила своих военных и гражданских врачей, которые трудились в красных зонах. Хотя благодарить за помощь в борьбе с коронавирусом Кыргызстан должен и другие страны: Китай и Турцию – за медицинские маски, Узбекистан – за гуманитарную помощь. 

Возвращаясь к России, отметим, что за последние 11 лет РФ списала КР долгов на сумму более чем 700 млн долларов (не считая поддержки во время карантина и до него). Напомним, что помимо медицинской помощи, российские власти помогают стране и в военных вопросах.  Россия передает Кыргызстану вертолеты, БТРы и другую военную технику, а также вооружение. Кроме того, российские власти спонсируют Всемирную продовольственную программу под эгидой ООН. Мы уже рассказывали про ВПП ООН, которая работает в Кыргызстане.

К слову, после обращения экс-президента Жээнбекова на «онлайн-трибуне» в ООН к мировым финансовым институтам с просьбой списать часть долгов Кыргызстана из-за пандемии, реакции не последовало. 

По данным экспертов, основную нагрузку кыргызская казна испытает в 2025 году. В это время льготный период по кредитам истечет, и КР должна будет начать выплачивать основную часть долга. Это будет время еще более серьезных испытаний для госбюджета. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Так же, читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью: