Из-за коронавируса кыргызстанские школьники последнюю четверть учились онлайн. С сентября дистанционное обучение продолжилось. В школу ходят пока только первоклассники. Дети к новому формату приспособились, кто-то нашел в этом свои плюсы. Однако недостатков у онлайн-уроков оказалось больше.
Дистанционные будни
Учеба детей заменила Гульзат работу. С весны ее будни начинаются с включения вайфая и проверки всех гаджетов. Теперь это главные атрибуты для занятий. Каждое утро она садится с детьми перед планшетом, чтобы прослушать уроки, а после – сделать домашние задания. У женщины четверо сыновей, трое из них – школьники…
- Мой старший сын – 5-классник, второй ходит в 4 класс, третий – в 1-й. Я занимаюсь с каждым по очереди. С утра учимся, а после обеда (до вечера) делаем «домашку», потом сразу отправляем учителям на проверку. Так проходит день, - рассказывает Гульзат. - Оставить детей наедине с планшетом или смартфоном нельзя - они тут же отвлекутся от занятий. Приходится все время контролировать их. Это требует много терпения. За последние полгода я стала очень нервной.
Но, как оказалось, строгий родительский контроль не гарантирует хороших оценок. Гульзат замечает, что дети стали хуже учиться, а любимые ранее предметы их больше не интересуют.
Впрочем, многое зависит от ответственности самого ребенка. 7-классница Софья во время карантина подтянула свои знания: она занимается самостоятельно. Сейчас девочка увлеклась физикой. Но онлайн-уроки дают немного - частые технические сбои мешают услышать все, что говорит учитель.
- Бывает медленное интернет-соединение или просто «выкидывает» из конференции. Приходится потом самой разбирать тему. Если что-то не понимаю, спрашиваю у родителей… Учить так трудно, - жалуется Софья. - Надоели онлайн-уроки, очень хочу в школу, чтобы вживую встретиться и поговорить с одноклассниками и учителями.
Преподаватель математики Александра Данько тоже устала от дистанционного обучения - ее нагрузка увеличилась вдвое. Раньше за урок она успевала поработать со всем классом и с каждым учеником, не до конца понявшим тему. Теперь учитель фактически ведет 2 урока: первый – с классом, второй – индивидуально с каждым ребенком.
- Успеваемость при онлайн-обучении в основном зависит от родителей. Дети, с которыми занимаются дома, осваивают программу хорошо. А ребята, чьи родители весь день на работе, как правило, отстают. Таких учеников в трех моих классах - 30%. В итоге эти дети сейчас «педагогически запущены». Им придется дополнительно заниматься, когда они вновь сядут за парты, - считает Александра Данько.
Психолог советует
Психолог Елена Старченко отметила положительные и отрицательные стороны онлайн-уроков, а также дала рекомендации родителям.
Плюсы:
+ дистанционное обучение стимулирует развитие навыков самостоятельного обучения. Но это применимо к старшеклассникам, детям помладше нужна помощь;
+ стеснительные ученики могут проявить свои способности. Этому способствует отсутствие аудитории и оценки сверстников;
+ обучение возможно в индивидуальном темпе ребенка;
+ родители могут активно участвовать в учебном процессе, не перекладывая ответственность на учителей и школу;
+ онлайн-формат позволяет учиться в любом месте;
Минусы:
- слабое техобеспечение, не у всех есть компьютер и выход в интернет;
- нет возможности организовать групповую работу, сложность вовлечения в обсуждения;
- нет должного контроля со стороны учителя;
- отсутствие личного общения с преподавателем и сверстниками. Это плохо сказывается на коммуникабельности;
- снижение мотивации учиться. Дистанционное обучение требует от детей ответственности и самоконтроля. Но, к сожалению, большинству школьников нужен жесткий внешний контроль;
- высокая утомляемость. Долгое нахождение за компьютером снижает концентрацию внимания, восприятие и усвоение учебного материала.
Рекомендации
- Меньше критикуйте руководство школы и учителей. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от родителей. Взрослым важно сохранять спокойствие и адекватно относиться к происходящему.
- Разберитесь в рекомендациях школы по организации обучения. Опирайтесь только на информацию от классного руководителя и администрации.
- Осваивайте новые технологии вместе с ребенком. Это повысит привлекательность дистанционных уроков. Можно, например, с разрешения учителя включится в занятие, превратить урок в увлекательную, познавательную игру.
- Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с одноклассниками через соцсети.
- Определите зону ответственности ребенка (не должно быть тотального контроля). Самостоятельное выполнение определенных дел, тех же домашних заданий, должно стать обязательным.
Мнение эксперта
Владимир Школьный, социальный психолог, кандидат педагогических наук:
- Дистанционное образование приемлемо только для людей, у которых есть прочная образовательная и материальная база, четкое определение в жизни. То есть, оптимальный возраст для онлайн-обучения - 26-28 лет.
Именно к 26 годам у человека более-менее сформирована личность. До 14-16 лет – это «собиратель», «ведомый». Он как губка - впитывает все подряд, порой не разбираясь в своих «приобретениях». В этот период особенно велика роль учителей, которые могут подсказать ребенку правильные направления.
Кроме того, психика человека формируется нормально только при наличии 3 каналов восприятия/передачи информации: - визуального, - аудиального, - тактильного. Дистанционное образование полностью исключает последний канал, роль которого в формировании ребенка огромна.
Также развивающейся личности необходим социум, «живое» общение с людьми, особенно со сверстниками. Так он формирует мнение о самом себе и получает навыки первичной социализации.
Именно к 26 годам у человека более-менее сформирована личность. До 14-16 лет – это «собиратель», «ведомый». Он как губка - впитывает все подряд, порой не разбираясь в своих «приобретениях». В этот период особенно велика роль учителей, которые могут подсказать ребенку правильные направления.
Кроме того, психика человека формируется нормально только при наличии 3 каналов восприятия/передачи информации: - визуального, - аудиального, - тактильного. Дистанционное образование полностью исключает последний канал, роль которого в формировании ребенка огромна.
Также развивающейся личности необходим социум, «живое» общение с людьми, особенно со сверстниками. Так он формирует мнение о самом себе и получает навыки первичной социализации.
Кстати
Возможно, уже с октября школьники начнут учиться в прежнем формате. Если эпидситуация будет стабильной, Минобразования КР начнет поэтапно «возвращать» детей в школы, начиная с младших классов.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter