Перспективы развития кыргызско-российских отношений в свете прошедшего визита Садыра Жапарова в Россию обсудили участники онлайн- конференции, организованной Клубом региональных экспертов «Пикир».
Стас Притчин, кандидат исторических наук
- Основной задачей Садыра Жапарова было установить нормальный диалог с Владимиром Путиным, учитывая, что с психологической точки зрения ситуация была для него не самая выгодная. Во-первых, это уже третий президент, который приходит к власти после переворота, что российским руководством воспринимается не самым позитивным образом, т.к. лидер России является сторонником легитимных процессов. А митинги, улица, революции – это те механизмы, которые он не считает приемлемыми для решения вопросов. Второй задачей президента КР было получить внешнюю легитимизацию за счет встречи с российским президентом.
Россия никогда не вмешивалась в дела КР, и избегала даже косвенного влияния на выбор кыргызского народа. До президентских выборов Кремль очень осторожно поддерживал отношения с властями Кыргызстана, и лишь, когда кандидат прошел внутреннюю легитимизацию, российское руководство вступило с ним в полноценные контакты. Анализируя открытую часть встречи глав государств, можно отметить, что ее атмосфера была позитивной. Российская сторона приняла Садыра Жапарова в качестве легитимного руководителя КР и готова работать с ним.
Кубат Рахимов, экономист
- Необходимо провести ревизию соглашений между КР и РФ, как минимум за последние 10 лет, чтобы посмотреть, какие резервы не были использованы, и почему до запланированных проектов не дошли средства инвесторов. Я отталкиваюсь от соглашений на сумму свыше 6 млрд долларов, которые были подписаны в результате государственного визита президента РФ Владимира Путина в КР в 2018 году. Со стороны нашего правительства, к сожалению, не было создано центра «управления полетами» во взаимоотношениях со стратегическим партнером: вопросы были разнесены между отделами аппарата правительства, между министерствами и ведомствами. Это касается и соглашений по строительству ГЭС, и взаимоотношений с Газпромом, и вопросов пересмотра роли РКФР, который не выполняет свою функцию локомотива двусторонних отношений.
Также остаются открытыми вопросы по стомиллионному кредиту Евразийского фонда стабилизации и развития, а также по перспективам кредитных линий. Я сторонник того, чтобы Россия вернулась в клуб кредиторов КР. Потому что сейчас у Кыргызстана очень странный баланс внешних заимствований – идет какая-то борьба между коллективным Западом, международными финансовыми институтами и Китаем. Россия поступила благородно, списав за годы нашего сотрудничества 705 млн долларов. Но нужно играть по условиям международных финансовых рынков, и реализовывать часть проектов под суверенные обязательства через внутренние заимствования. Я считаю, что РКФР должен большую часть своих активов перевести во внутренние заимствования на территории республики – в облигации и векселя Минфина. Это будет правильный и справедливый путь, на котором не пострадает ни одна сторона.
Кайрат Осмоналиев, член ЦИК КР
- Прогнозы экспертов относительно развития экономической ситуации в КР в этом году не обнадеживающие. Нам очень важна внешняя поддержка в экономике, которую можно ожидать либо от России, либо от Китая. Хотя уровень экономического сотрудничества с Пекином в рамках того же проекта «Один пояс – один путь» достаточно внушительный. Но потенциал, который есть в рамках Евразийского экономического союза, значительно выше.
В социальных сетях прозападные гражданские активисты критикуют помощь, которую оказывает российская сторона. Но я считаю, что она имеет значение не только в плане реального противодействия угрозам, но играет и профилактическую роль для наших потенциальных неприятелей. Я думаю, что обстоятельства взаимодействия между Россией и Кыргызстаном в военно-техническом плане внимательно изучают геополитические игроки, которые действуют в нашем регионе.
Андрей Русаков, политолог (Екатеринбург)
- Выстраивание союзнических отношений - трудный путь. У каждой стороны есть свои национальные интересы. Я бы не назвал прежних руководителей КР надежными партнерами РФ. Кыргызстан, например, почему-то не поддержал Россию и не признал Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств, а это говорит о том, что союзничество между нашими странами, по крайней мере до недавнего времени, имело ограниченные форматы. Новая власть в Кыргызстане открывает новую страницу в кыргызско-российских отношениях, и, возможно, ситуация изменится.
Табалды Акеров, политолог
- Многие обсуждают, почему главы государств обменялись холодным оружием, что противоречит нашим традициям. Я думаю, что это было символичным жестом, указывающим на то, что упор в отношениях будет сделан на вопросы безопасности. В рамках встречи были подписаны два важных для Кыргызстана соглашения – это программа развития стратегического партнерства КР и РФ в военной сфере, а также соглашение о применении беспилотных летательных аппаратов на территории республики. Это очень важно, поскольку Кыргызстан самостоятельно не может обеспечить безопасность своего воздушного пространства.
Умутхан Тыналиева, экс-замминистра образования КР
- В ходе рабочего визита президента КР в РФ особый акцент был сделан на сохранение русского языка как официального. Этому есть объективные факторы: в России живут и работают сотни тысяч мигрантов из Кыргызстана. Также среди кыргызской молодежи очень высока востребованность российских вузов. Более того, в связи с массовой миграцией русских за 30 лет произошло сокращение в республике школ с русским языком обучения. Сегодня в русскоязычные школы в регионах конкурс, как в вузы.
По итогам визита определены перспективные проекты со стороны России – продолжение десантирования российских педагогов в Кыргызстан, строительство 44 образовательных учреждений. Будут это интернаты или школы, станет ясно после рабочего визита министра просвещения РФ. Вопрос в том, что может сделать со своей стороны Кыргызстан в этом направлении.

- Основной задачей Садыра Жапарова было установить нормальный диалог с Владимиром Путиным, учитывая, что с психологической точки зрения ситуация была для него не самая выгодная. Во-первых, это уже третий президент, который приходит к власти после переворота, что российским руководством воспринимается не самым позитивным образом, т.к. лидер России является сторонником легитимных процессов. А митинги, улица, революции – это те механизмы, которые он не считает приемлемыми для решения вопросов. Второй задачей президента КР было получить внешнюю легитимизацию за счет встречи с российским президентом.
Россия никогда не вмешивалась в дела КР, и избегала даже косвенного влияния на выбор кыргызского народа. До президентских выборов Кремль очень осторожно поддерживал отношения с властями Кыргызстана, и лишь, когда кандидат прошел внутреннюю легитимизацию, российское руководство вступило с ним в полноценные контакты. Анализируя открытую часть встречи глав государств, можно отметить, что ее атмосфера была позитивной. Российская сторона приняла Садыра Жапарова в качестве легитимного руководителя КР и готова работать с ним.

- Необходимо провести ревизию соглашений между КР и РФ, как минимум за последние 10 лет, чтобы посмотреть, какие резервы не были использованы, и почему до запланированных проектов не дошли средства инвесторов. Я отталкиваюсь от соглашений на сумму свыше 6 млрд долларов, которые были подписаны в результате государственного визита президента РФ Владимира Путина в КР в 2018 году. Со стороны нашего правительства, к сожалению, не было создано центра «управления полетами» во взаимоотношениях со стратегическим партнером: вопросы были разнесены между отделами аппарата правительства, между министерствами и ведомствами. Это касается и соглашений по строительству ГЭС, и взаимоотношений с Газпромом, и вопросов пересмотра роли РКФР, который не выполняет свою функцию локомотива двусторонних отношений.
Также остаются открытыми вопросы по стомиллионному кредиту Евразийского фонда стабилизации и развития, а также по перспективам кредитных линий. Я сторонник того, чтобы Россия вернулась в клуб кредиторов КР. Потому что сейчас у Кыргызстана очень странный баланс внешних заимствований – идет какая-то борьба между коллективным Западом, международными финансовыми институтами и Китаем. Россия поступила благородно, списав за годы нашего сотрудничества 705 млн долларов. Но нужно играть по условиям международных финансовых рынков, и реализовывать часть проектов под суверенные обязательства через внутренние заимствования. Я считаю, что РКФР должен большую часть своих активов перевести во внутренние заимствования на территории республики – в облигации и векселя Минфина. Это будет правильный и справедливый путь, на котором не пострадает ни одна сторона.

- Прогнозы экспертов относительно развития экономической ситуации в КР в этом году не обнадеживающие. Нам очень важна внешняя поддержка в экономике, которую можно ожидать либо от России, либо от Китая. Хотя уровень экономического сотрудничества с Пекином в рамках того же проекта «Один пояс – один путь» достаточно внушительный. Но потенциал, который есть в рамках Евразийского экономического союза, значительно выше.
В социальных сетях прозападные гражданские активисты критикуют помощь, которую оказывает российская сторона. Но я считаю, что она имеет значение не только в плане реального противодействия угрозам, но играет и профилактическую роль для наших потенциальных неприятелей. Я думаю, что обстоятельства взаимодействия между Россией и Кыргызстаном в военно-техническом плане внимательно изучают геополитические игроки, которые действуют в нашем регионе.

- Выстраивание союзнических отношений - трудный путь. У каждой стороны есть свои национальные интересы. Я бы не назвал прежних руководителей КР надежными партнерами РФ. Кыргызстан, например, почему-то не поддержал Россию и не признал Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств, а это говорит о том, что союзничество между нашими странами, по крайней мере до недавнего времени, имело ограниченные форматы. Новая власть в Кыргызстане открывает новую страницу в кыргызско-российских отношениях, и, возможно, ситуация изменится.

- Многие обсуждают, почему главы государств обменялись холодным оружием, что противоречит нашим традициям. Я думаю, что это было символичным жестом, указывающим на то, что упор в отношениях будет сделан на вопросы безопасности. В рамках встречи были подписаны два важных для Кыргызстана соглашения – это программа развития стратегического партнерства КР и РФ в военной сфере, а также соглашение о применении беспилотных летательных аппаратов на территории республики. Это очень важно, поскольку Кыргызстан самостоятельно не может обеспечить безопасность своего воздушного пространства.

- В ходе рабочего визита президента КР в РФ особый акцент был сделан на сохранение русского языка как официального. Этому есть объективные факторы: в России живут и работают сотни тысяч мигрантов из Кыргызстана. Также среди кыргызской молодежи очень высока востребованность российских вузов. Более того, в связи с массовой миграцией русских за 30 лет произошло сокращение в республике школ с русским языком обучения. Сегодня в русскоязычные школы в регионах конкурс, как в вузы.
По итогам визита определены перспективные проекты со стороны России – продолжение десантирования российских педагогов в Кыргызстан, строительство 44 образовательных учреждений. Будут это интернаты или школы, станет ясно после рабочего визита министра просвещения РФ. Вопрос в том, что может сделать со своей стороны Кыргызстан в этом направлении.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter