Выступая на Анталийском дипломатическом форуме на прошлой неделе министр иностранных дел Кыргызстана заявил о необходимости строительства новой железной дороги, которая может соединиться с железнодорожным проектом Баку-Тбилиси-Карс. Она соединит Китай по материку с Европой.
Ровно год назад власти Кыргызстана заявили о том, что начато строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Госпредприятие «Кыргыз темир жолу» тогда сообщало, что все договоренности с партнерами уже достигнуты, и что, даже, российская и узбекская сторона готовы помочь Кыргызстану в этом вопросе финансово. Тогда проект оценивали в 4.5 млрд дол. Но, в последний момент что-то не сложилось.

Нельзя не отметить, что разговоры о строительстве железнодорожной ветки по югу Кыргызстана начались еще в конце 90-х годов прошлого века. Этот проект называли крупнейшим проектом транспортной отрасли Кыргызстана. Новая железная дорога позволила бы реализовать транзитный потенциал республики и соединить Кыргызстан со странами юго-восточной и западной Азии.
Началось все с того, что официальный Пекин разработал ТЭО проекта и определили маршрут железной дороги. На территории Кыргызстана планировалось построить 95 мостов и 48 тоннелей общей протяженностью 50 км. Протяженность маршрута по Кыргызстану составляла бы 268 км. Но в начале двухтысячных кыргызские власти так и не смогли договориться с китайцами по финансовым вопросам. Не ладилось и с узбеками, тогда отношения между нашими странами были напряженными.
Спустя 10 лет новые власти Кыргызстана опять заинтересовались «железкой», но на этот раз предложили партнерам удлинить маршрут более чем на сто километров. Тем самым привлечь к проекту большее количество кыргызских сел, чтобы крестьяне могли пользоваться экономическими преимуществами новой железной дороги. Тогда идея особенно понравилась жителям Нарынской области, ведь большую часть пути железная дорога проходила бы через них. Нарынчане могли бы экспортировать мясо, молоко и мед по железной дороге не только в Китай, но в Турцию, Иран и Восточную Европу. Но опять что-то не сложилось, не смогли договориться с китайцами.

В этом году представители Торгово-промышленной палаты Кыргызстана уже заявляли о запуске альтернативного маршрута доставке товаров в Европу, минуя Казахстан. Пусть автодорожным транспортом, но, как говорили предприниматели, это стоит того, ведь на границе с Казахстаном вечно возникают проблемы.
Однако основная ценность новой железной дороги в другом. Она будет иметь значение не только для трех стран, через которые она будет проходить. Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан сократит путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы, об этом пишут уже китайские СМИ. Строительство дороги создаст условия для развития транспортной инфраструктуры стран ЦА, предоставит удобный выход к портам Персидского залива и Тихого океана. Все это создаст условия для активизации международной торговли и туризма.
Еще один вопрос преткновения между нашими странами – это ширина колеи. На высшем уровне ранее прошла не одна встреча, где обсуждался вопрос: где будет переход с узкой китайской колеи на широкую «русскую» железнодорожную колею, которая используется на постсоветском пространстве.
Справка: в Китае, Турции и Иране европейская ширина колеи - 1, 435 мм., тогда как в странах Центральной Азии принят российский стандарт – 1.620 мм.


Наши власти не зря хотели привлечь к проекту других спонсоров, в частности из России, ведь северному соседу также интересен этот маршрут. Представители Российских железных дорог ранее приезжали в Кыргызстан, чтобы обсудить этот вопрос. Говорил ли Жапаров на встрече с Эрдоганом и Путиным об этом проекте, расскажем в следующей статье.
Продолжение следует…
Автор: Антон Чипегин
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter