Читай. Смотри. Слушай:

Как коронавирус изменил трудовую миграцию? Краткий обзор мнений Клуба региональных экспертов «Пикир»


Вопросы миграционной политики ЕАЭС, в контексте внедрения новых правовых положений и цифровизации процессов по развитию единого рынка труда обсудили участники онлайн конференции: «Работа без границ: Новые особенности трудовой миграции стран ЕАЭС», прошедшей на дискуссионной онлайн площадке Клуба региональных экспертов КР «Пикир».


Было отмечено, что трудовая миграция играет важную роль в поддержании общественно-политической и социально-экономической стабильности Кыргызстана, как и ряда других стран. Однако, пандемия коронавируса, начавшаяся в начале 2020 года, в значительной мере повлияла  на процессы трудовой миграции, в том числе оказав и положительное воздействие, послужив импульсом для пересмотра подходов к рынку труда Евразийского экономического союза.

Как отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, за январь-май этого года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го объем денежных переводов трудовых мигрантов в Кыргызстан увеличился на 41 процент, что, по мнению эксперта, связано в первую очередь с увеличением числа авиарейсов из республики в Россию, на которую приходится большая часть трудовых потоков из республики.

- Процессы трудовой миграции не просто стабилизировались, но и перешли в новую реальность. Думаю, это связано с тем, что российская сторона пошла навстречу кыргызским властям. На уровне президентов и премьеров были достигнуты договоренности по увеличению числа авиарейсов. В этом году Россия расширила авиасообщение с КР, нарастив число полетов. Несмотря на третью волну коронавируса, кыргызстанцы могут приобретать билеты в Россию, пользуясь удобным приложением «Путешествую без COVID-19», что является одной из важных наработок Евразийской экономической комиссии. Кроме того, сегодня у кыргызстанцев фактически нет конкуренции со стороны граждан других стран ЦА. И важную роль в этом играет не только участие республики в ЕАЭС, но и фактор русского языка, которым кыргызстанцы хорошо владеют. Благодаря этому, многие наши трудовые мигранты, несмотря на локдауны в крупных городах РФ весной прошлого года, не просто находили себе работу, но и могли выбирать, где им выгоднее работать, - отметил эксперт. 

Первый секретарь посольства КР в РФ Акылбек Абдылдаев подчеркнул, что проект «Работа без границ» является важным шагом в совершенствовании миграционных процессов в рамках системной работы, которая проводится в ЕАЭС.

- К принятию этого проекта страны ЕАЭС шли с 2019 года. В Кыргызстане он также рассматривался на стадии его проработки. Целью проекта, в котором задействованы национальные системы пяти стран евразийской интеграции, является создание поисковой системы для получения доступа к информации о вакансиях и многого другого, - отметил дипломат.

Более подробно о сервисе «Работа без границ» рассказал помощник председателя коллегии ЕЭК Мирлан Омуралиев.

- Подготовка проекта велась в течение года, его официальный запуск во всех странах союза состоялся 1 июля 2021 года. Основной его целью мы ставили оказание содействия ускорению процессов свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС, расширение возможностей поиска работы для граждан союза, как и возможностей поиска персонала на свободные рабочие места и вакантные должности для работодателей. Т.е. внедрение цифровых инструментов должно вывести взаимодействие на рынке труда ЕАЭС на новый уровень, - сообщил представитель ЕЭК.

По его словам, важной особенностью проекта является то, что у соискателей появляется возможность получения информации о вакантных должностях, как внутри своей страны, так и за ее пределами – во всех пяти странах ЕАЭС. 

- Вся информация, предоставляемая сервисом, сертифицирована. Сервис предлагает только проверенные вакансии, которые проходят предварительную идентификацию через уполномоченную организацию, которая являясь оператором внутри стран союза, может удалённо сконтактироваться и проверить всю информацию. Также предусмотрены мероприятия по созданию сервисов в рамках цифровой системы не только по трудоустройству граждан, но и их дальнейшему сопровождению. Это будет целая экосистема, где уже запущенный проект, будет лишь одной ее частью. Предусматривается  появление новых пользовательских сервисов, например, таких как электронный трудовой договор. Также предусмотрена информационная поддержка пользователей и применение искусственного интеллекта для аналитики этих вещей, - рассказал Мирлан Омуралиев.  

О положении задержанных за драку в Москве кыргызстанцев рассказала сотрудник посольства КР в РФ Жаркынай Галиева.

- Участвовавшие в ней граждане были подвергнуты административному аресту на 15 суток, сейчас они содержатся в специальных приёмниках. Решение относительно их дальнейшего пребывания в России будет принимать российская сторона. Посольство принимает все необходимые меры, чтобы оказать им помощь и поддержку. На эту неделю у нас назначено посещение задержанных кыргызстанцев. В данное время нами ведутся переговоры относительно их дальнейшего нахождения на территории России, т.к. здесь они находятся под нашей защитой, - сообщила она.  

Представитель посольства также дала информацию, относительно граждан Кыргызстана, находящихся в России нелегально.  

- Сегодня на территории России нелегально находится некоторое количество граждан Кыргызстана. На заседании ассамблеи СНГ 16 апреля этого года первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой сказал о том, что их около 115 тысяч. Пока вопрос их депортации не рассматривается, потому что указом президента РФ им предоставлена возможность до 30 сентября этого года обратиться в территориальные отделы МВД РФ по миграции и легализовать свой статус. Сейчас посольством Кыргызской Республики в Российской Федерации ведётся работа информационно-разъяснительного характера с тем, чтобы эти граждане смогли воспользоваться такой превосходной возможностью, - добавила Жаркынай Галиева.

В свою очередь руководитель экономической группы посольства РФ в КР Ренат Аглиуллин отметил, что Россия нуждается, прежде всего, в трудящихся, с высокой квалификацией свободно владеющих русским языком, поэтому у трудящихся из Кыргызстана больше возможностей для трудоустройства в РФ.

- Сервис «Работа без границ» позволит упростить процесс трудоустройства, сделает его более прозрачным и надежным, и позволит повысить мобильность граждан в рамках ЕАЭС, и снять сохраняющиеся ограничения. Несмотря на то, что пандемия и связанные с ней вынужденные ограничительные меры серьезно повлияли на возможность людей выезжать за пределы своего государства, сегодня есть основания полагать, что перемещение граждан на пространстве ЕАЭС будет восстанавливаться, чему способствует вакцинация, а также запуск программы «Путешествуем без COVID», - отметил дипломат.

Тот факт, что, несмотря на принятие инициатив по переходу на цифровые платформы, страны ЕАЭС не добились основной задачи – уравнять по основополагающим заложенным при создании союза принципам граждан, осуществляющих деятельность на территории любого из пяти государств, с правами граждан этих государств для создания единого рынка труда, отметил эксперт совета по вопросам миграции при спикере ЖК КР Улан Шамшиев.

- Существует много факторов – разность в доходности и емкости экономики, в экономическом потенциале всех стран и т.д. Поэтому сколько бы мы ни говорили о том, что каждое из государств на национальном уровне старается снизить уровень миграции, приостановить отток трудоспособного населения репродуктивного возраста, эти процессы будут продолжаться. И наша задача – создать комфортные условия для пребывания наших граждан, обеспечить защиту их прав и интересов, создать паритет, чтобы прием иностранных рабочих для принимающих стран был экономически выгодным, в то же время гражданам было выгодно и безопасно осуществлять трудовую деятельность, - подчеркнул эксперт. 

Он также обратил внимание, что сегодня трудовая миграция включает целую сферу предпринимательской деятельности – институт посредничества.

- Проблемы в этом направлении невозможно решить только лишь на уровне двусторонних договоренностей. Мы сейчас разрабатываем законопроект по регулированию деятельности таких объектов на территории Кыргызстана. Но решение этих задач бессмысленно без достижения консенсуса с принимающей стороной. На пространстве ЕАЭС ключевым игроком выступает Россия, поэтому необходимо учитывать мнение госорганов, субъектов экономической деятельности с российской стороны, т.е. эти задачи нужно решать совместно. Тем более, что миграция затрагивает не только экономические аспекты, но и вопросы безопасности, трансграничных процедур, общественного, межнационального и межэтнического взаимодействия. В ЕАЭС принимаются решительные меры по упрощению определенных процедур, но зачастую к трудовой миграции применяются только экономические регуляторы, что не совсем правильно, - добавил Улан Шамшиев.

Говоря о Кыргызстане, он подчеркнул, что сегодня структура трудовой миграции из республики – это поставка низкоквалифицированной рабочей силы, и изменить ее хотя бы до уровня средней квалификации в ближайшие пять лет вряд ли получится.

- Сегодня наша основная задача выработать рабочие и действенные механизмы, которые позволят изменить данное положение дел, - добавил эксперт.    

О том, что сегодня Россия интенсивно модернизирует миграционное законодательство во многих отношениях, в том числе в области контроля и учета, рассказала экономист, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова (Москва) Елена Кузьмина.

- У России есть потребность в трудовых мигрантах, и это показал коронавирус. Хотя в наших СМИ больше говорилось, например, о строителях или рабочих в сфере сельского хозяйства, я соглашусь, что есть очень большая потребность в специалистах высокой квалификации. Когда мы говорим о Кыргызстане, речь тоже не идет только о строителях или работниках сферы услуг. Я могу сказать по своей районной поликлинике, что примерно треть врачей там — люди с кыргызскими фамилиями, - сказала эксперт. 

Она сообщила, что на данный момент на общественное обсуждение вынесен предложенный МВД законопроект, касающийся процессов миграции, в том числе и в части трудовой миграции.

- В документе предлагается определить три вида пребывания: краткосрочное, долгосрочное (свыше 90 дней) и постоянное. Также предпринимаются попытки создать электронный документ мигранта, что упростит как контроль миграции, так и возможности работы для трудовых мигрантов на территории России.  Это позволит вывести из тени определенную часть людей, которые прежде не могли этого сделать. При обсуждении темы трудовой миграции нельзя забывать о детях и молодежи. Она отметила, что с 1 сентября в России вносятся изменения в законодательство по образованию, в том числе связанные с учебой граждан стран ЕАЭС в РФ, где им предоставляются определенные послабления и большие возможности, - подчеркнула Елена Кузьмина.

Продолжил тему член Общественного совета при МВД России, доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Владимир Волох.

- Подготовленный Министерством внутренних дел РФ проект федерального закона, касающийся порядка въезда и пребывания иностранных граждан в России, который заменит закон «О правовом положении иностранных граждан», касается не только трудовой миграции, но большой блок в нем посвящен именно этому направлению. Без современных цифровых коммуникаций невозможно эффективно управлять процессом миграции, в том числе и трудовой, поэтому предусматривается, что будет создан электронный кабинет работодателя, электронный кабинет самого работника, где будут собраны все необходимые данные, которые позволят во многом уйти от нелегальной миграции. Задача вносимых изменений – сделать правовое поле миграции понятным всем сторонам, а не только специалистам, - отметил эксперт.

Он также обратил внимание на необходимость развивать механизмы организованного набора, подчеркнув, что это направление в будущем должно стать одним из ключевых в сфере трудовой миграции.

В свою очередь эксперт по вопросам миграции из Кыргызстана Джами Аширов расширил список проблем отсутствием нормального взаимодействия между трудовыми мигрантами и работодателями.

- Сейчас много говорится о том, что есть дефицит кадров, но при этом строительные компании не всегда этично и правомерно относятся к иностранным рабочим. Не редко встречаются случаи, когда работодатель не выплачивает рабочим зарплату. 78% мигрантов встают на юридический учет в фирмы-однодневки. Изменилось законодательство, у мигрантов требуют ИНН и СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счёта), при этом налоговая служба не выдает ИНН, потому что компании, где работают иностранные граждане, зачастую не платят налогов. Начало цифровизации выявляет много проблем, решение которых потребует длительного времени, - отметил Джамип Аширов. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Также читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Также читайте:


  • Миграция.kg: потеряет ли кыргызская экономика подушку безопасности?
    Именно трудовая миграция стала для Кыргызстана одним из самых надежных инструментов решения социально-экономических проблем многих жителей республики....

  • Что спасет Кыргызстан от экономического коллапса?
    Возможности преодоления экономического кризиса в Кыргызстане, а также предстоящую встречу президентов КР и РФ в Москве обсудили участники онлайн-конференции, организованной Клубом региональных экспертов «Пикир». Игорь Шестаков, политолог - Россия...

  • Ситуация с “мягкой силой” в Кыргызстане. Обмен экспертными мнениями
    О том, какие цели и задачи решают другие страны путем применения "мягкой силы" на территории Кыргызстана, обсудили эксперты на онлайн-конференции Клуба региональных экспертов "Пикир”. Приводим ниже самые яркие цитаты спикеров:...

  • Миллионные потери: переводы мигрантов упали
    В августе 2020 года мигранты из КР отправили на родину 237,4 млн долларов, это на 10,6 млн меньше, чем в июле. Однако в сравнении с аналогичным периодом 2019-го объем перечислений увеличился – на 18 млн долларов. Такие цифры приводит Нацбанк КР....