Читай. Смотри. Слушай:

Центральная Азия: мастера тайных операций снова в игре


Одним из самых заметных последних событий в кыргызско-американских отношениях стала недавняя встреча в Нью-Йорке министра иностранных дел КР Руслана Казакбаева с помощником госсекретаря США Дональдом Лу и старшим помощником президента США по вопросам национальной безопасности Эриком Грином. Стороны, как сообщалось, обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества, а также итоги встречи глав МИД в формате «С5+1» (Центральная Азия плюс США).  Событие, на первый взгляд, рутинное. Но уж очень интересны некоторые его участники! 

«Бороться с возобновлением российского присутствия и усилением китайского влияния»

Дональд Лу, напомним, до недавнего времени работал послом США в Кыргызстане. 15 сентября заместитель госсекретаря Виктория Нуланд привела его к присяге в качестве помощника главы внешнеполитического ведомства США по делам Южной и Центральной Азии.

 Дональд Лу приносит присягу, вступая в новую должность. 

Чем будет заниматься Дональд Лу на новом посту? Весьма откровенно на сей счёт высказался вашингтонский аналитический «Каспийский политический центр» (перевод с английского):

«Посол Лу возглавит бюро, в котором на протяжении последних 20 лет преобладал вопрос необходимой перманентной войны в Афганистане. Эта война окончена. Бюро теперь должно бороться с возобновлением российского военного присутствия в Центральной Азии и увеличением китайского влияния. Соединённым Штатам нужна новая стратегия, которая соответствовала бы новым реалиям региона. Опыт посла Лу в Каспийском регионе и Южной Азии сослужит ему хорошую службу на его новом и сложном посту».

Следует отметить, что высокопоставленные американские чиновники, встречавшиеся с Казакбаевым, в той или иной степени связаны с разведсообществом США. 

Так,  Эрик Грин - помощник президента США по вопросам национальной безопасности -  функционально со своим штатом сотрудников, как правило, осуществляет разведывательно-аналитическую деятельность для Совета по национальной безопасности и президента США. То есть является связующим звеном между Белым домом и Центральным разведывательным управлением. В своё время эту должность занимали весьма примечательные и даже одиозные персоны - Збигнев Бжезинский, Генри Киссинджер, Колин Пауэлл, Кондолиза Райс, Джейк Салливан, Джон Болтон. И ещё многие-многие другие, повлиявшие на ход событий в холодной войне Запада против СССР или же сейчас - против России и КНР. 

Немного истории: как Вашингтон сделал ставку на диверсии 

Общеизвестно, что развал СССР произошёл не без помощи высокопоставленных американских чиновников, так или иначе связанных с разведкой и непосредственно руководивших грязными операциями ЦРУ в странах Варшавского договора. Проведение диверсионных операций в своё время было одобрено секретной директивой Совета национальной безопасности США № 10/2 от 18 июня 1948 года. А уже с 1953-го эти операции в полной мере проводились по всему миру. 

 

Фрагмент секретной директивыСНБ США. 

В упомянутой директиве, в частности, говорилось:  

«1. Совет национальной безопасности, обращая внимание на скрытую деятельность СССР, его стран сателлитов и коммунистических групп, направленную на дискредитацию и разрушение целей и деятельности Соединённых Штатов и других западных держав, постановляет, что в интересах сохранения мира и национальной безопасности Соединённых Штатов международная деятельность правительства США должна быть дополнена тайными операциями.

  1. Совет национальной безопасности поручает Центральному разведывательному управлению проведение шпионажа и контршпионажа за рубежом. Представляется целесообразным не создавать новое агентство для тайных операций, а в мирное время ответственность за них возложить на ЦРУ. Совет национальной безопасности настоящим постановляет: а) новое Управление стратегических служббудет создано в структуре ЦРУ для планирования и проведения скрытых операций; б) высококвалифицированный сотрудник, предлагаемый государственным секретарём для директора ЦРУ и одобрённый СНБ, должен быть назначен на пост директора Управления стратегических служб; в) директор Управления стратегических службдолжен предоставлять доклады непосредственно директору разведки в целях проведения операций для максимальной эффективности. Управление стратегических служб будет действовать независимо от других подразделений ЦРУ». 

Упомянутые в директиве «тайные операции» включали в себя любую скрытую деятельность американских спецслужб. Это - и пропаганда на территории враждебных США государств (одним из первых диверсионных каналов стало, напомним, создание радио «Свобода», которое до 1970 года финансировалось напрямую ЦРУ), и прямые действия – например, саботаж, свержение глав государств при поддержке подпольных движений, либеральных и антикоммунистических групп. 

Все вышеперечисленное уж очень напоминает методы, которые Вашингтон применяет и сейчас - особенно в части информационной войны против России и Китая.  

Кстати, Управление стратегических служб впоследствии было переименовано в Бюро разведки и исследований (Bureau of Intelligence and Research), сейчас эта разведгруппа входит в структуру Госдепартамента США. В центральном аппарате которого, напомним, сейчас трудится экс-посол США в Кыргызстане Дональд Лу. 

 

Логотип Бюро разведки и исследований Госдепартамента США.

Тайные операции Виснера и Лу

В биографии экс-посла США в Кыргызстане Дональда Лу есть весьма интересная страничка: в 1996-1997 годах он работал дипломатом в Индии под руководством посла Фрэнка Виснера-младшего - в качестве его специального помощника.  

Британское издание Global Politics опубликовало сенсационный материал, в котором отмечается, что Фрэнк Виснер-младший доводится сыном Фрэнку Гардинеру Виснеру -  агенту ЦРУ, занимавшемуся после Великой Отечественной войны вербовкой нацистов. Будучи сотрудником Управления стратегических служб, Фрэнк Г. Виснер участвовал в операции Bloodstone («Кровавый камень») - правительственной программе США по вербовке коллаборационистов из ОУН-УПА, а также членов СС. 

 

На фото слева - Фрэнк Виснер-младший, справа – его отец Фрэнк Виснер-старший.

Чем ещё занималось подразделение Виснера-старшего? 

Создано оно было в ЦРУ как раз  для проведения пресловутых тайных операций - пропаганды посредством радиопередач радио «Свободная Европа», подрывных действий против других государств, поддержки подпольных сепаратистских групп и антикоммунистических организаций в странах советского блока. И одним из основателей этой структуры был именно Фрэнк Виснер-старший. Под его руководством, к примеру,  в 1953 году был свергнут премьер-министра Ирана Мохаммад Мосаддык, а в 1954-м – президент Гватемалы Хакобо Арбенс. 

Ещё один ставший известным факт: в своё время глава Управления стратегических служб Джордж Кенан (которого нередко называют архитектором «холодной войны») дал Фрэнку Виснеру широкие полномочия по вербовке русских эмигрантов в Германии и Австрии. 

В своей директиве (ныне рассекреченной) Кенан писал:

«Организовать в Западной Германии русские политические движения среди беженцев с сетью в Париже и Нью-Йорке. Данные организации должны проходить инструктаж и вести политику Соединённых Штатов. Эти организации должны быть малочисленны и состоять из антикоммунистических элементов».

Необходимо отметить, что эти организации были напичканы белоэмигрантами и перебежчиками, воевавшими на стороне Русской освободительной Армии (РОА), то есть предателями, переметнувшимся к фашистам в годы Великой Отечественной войны.

Потрудился Виснер-старший и над организацией известного Венгерского восстания 1956 года, дабы остановить советскую экспансию на Запад. Результаты его работы были жуткими: в ходе беспорядков 2500 венгров были убиты, 200 тысяч были вынуждены бежать из своей страны, а десятки тысяч протестующих - арестованы и заключены в тюрьмы. «Этих людей убивали, - позже сказал с иронией Виснер, - а мы игнорировали это».

Ещё одна страница из послужного списка Фрэнка Виснера-старшего - поддержка подпольной «Организации Гелена».

Рейнхард Гелен - нацистский преступник, генерал-лейтенант Вермахта, один из руководителей армейской разведки на Восточном фронте, сдавшийся в плен американским войскам.  В июле 1946-го уже под руководством ЦРУ он начал формировать в Западной Германии спецслужбу из бывших немецких офицеров разведки. Свою шпионскую сеть Гелен  замаскировал под вывеской созданной им в Мюнхене фиктивной «Организации промышленного развития Южной Германии». Он  лично отобрал 350 агентов нацистской разведки, впоследствии численность тайных агентов выросла до 4000 . Эта группа и получила название «Организация Гелена» и действовала она как германская шпионская сеть ЦРУ до 1956 года. Затем её преобразовали в Федеральную разведывательную службу Германии (BND), Гелен стал её первым  президентом.

 Рейнхард Гелен во время войны и после.

Вернёмся к Виснеру-старшему. В 1963 году он, находясь в состоянии нервного срыва, застрелился из ружья, принадлежащего его сыну - Фрэнку Виснеру-младшему. 

Виснер-младший пошёл по стопам отца, совмещая свои официальные обязанности дипломата с разведывательной деятельностью, в том числе в Египте и в Ираке. Будучи послом в Индии, он оказался замешан в коррупционном скандале.  В этой стране Виснер от имени американского энерготрейдера Enron Corp лоббировал строительство электростанции по завышенной цене. Правительство Индии вначале отклонило сделку, заявив, что не будет участвовать в этой коррупционной схеме. Вице-президент США Дик Чейни и госсекретарь Кондолиза Райс надавили на индийское правительство, и сделка с Enron всё же состоялась. 

Хорошо знакомый нам Дональд Лу,  работавший под руководством Фрэнка Виснера-младшего, явно был в курсе всех событий, но молчал. 

На то, что Лу тоже давно тесно связан с американской разведкой, указывает многое. Известная международная неправительственная организация «Викиликс» в своё время опубликовала взломанные депеши, которые Дональд Лу, находясь на разных дипломатических постах, пересылал в такие организации, как ЦРУ, Агентство военной разведки (DIA), Совет национальной безопасности и многие другие. Всего за подписью Лу спецслужбам США направлено более 200 секретных депеш общим объёмом 400 страниц машинописного текста. Очень похоже на то, что в обязанности Лу входило быть связующим звеном между диппредставительствами и американским разведсообществом.  

 

Секретная депеша Дональда Лу во время его работы в посольстве США в Азербайджане. 

Что примечательно, в период работы Дональда Лу послом в Кыргызстане в республике  прошли митинги, которые можно считать судьбоносными для страны. Прошли они с непосредственным участием местных НПО и при негласной поддержке посольства США. 

Так, 26 апреля 2019 года состоялся митинг против добычи урана в Кыргызстане. Казалось бы, суть протеста была понятной для каждого кыргызстанца: защитим экологию страны, в которой жить будущему поколению! Но, по мнению некоторых экспертов и разработчиков урана, метод выщелачивания этого элемента из породы, против которого выступали митингующие, мог быть… вполне безопасным для Кыргызстана. Как оказалось, детальное исследование относительно ущерба экологии республики не проводилось, но люди вышли на митинги, взбудораженные ангажированными СМИ и соцсетями. 

Антиурановый митинг в Бишкеке у здания парламента, апрель 2019 года.

Так для чего нужен был антиурановый митинг американцам?

Немного предыстории. Еще в 2013-м российская Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» приобрела канадскую уранодобывающую компанию Uranium One, работающую по всему миру. Эта сделка превратила «Росатом» в один из крупнейших в мире производителей урана и приблизила Россию к заветной цели - контролировать бОльшую часть глобальной цепи поставок урана. До этого Uranium One приобрела ряд урановых активов в США.

В ноябре 2018-го горнодобывающая канадская компания Urasia – дочерняя компания Uranium One (а значит, и «Росатома») – объявила о своём намерении начать добычу урана в Тонском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана. Этому помешали протесты, вспыхнувшие в апреле 2019-го. 

Очевидно, что американцы, стоявшие за этими протестами, преследовали цель - предотвратить все разработки урана в Кыргызстане, дабы свернуть очередной «русский проект» на евразийском пространстве. И этот тур игры они выиграли. В декабре 2019-го  тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков под давлением «общественности» подписал закон о запрете добычи урана и тория в Кыргызстане. В итоге республика потеряла возможность реализовать многомиллиардный инвестиционный проект по урану и самое главное – существенно пополнить свой бюджет.

Весьма знаковой была и другая акция того же 2019 года. В январе, ещё до антиуранового митинга, в Бишкеке на площади Ала-Тоо прошёл митинг против «незаконной миграции китайцев». Основным требованием митингующих было выдворение из Кыргызстана граждан Китая. 

Антикитайские акции в Кыргызстане проходили и до, и после этого события. Что любопытно, совпали они по времени с торговой войной между США и КНР, да и вообще обострением политических отношений между этим странами. Очевидной была и цель антикитайских митингов – ослабление позиций Китая в Центральной Азии как конкурента США. 

 

 Антикитайский митинг перед Домом ООН в Бишкеке, декабрь 2018 года. Фото RFE/RL.

Весьма примечательной стала и поездка посла Дональда Лу с супругой на юг Кыргызстана в феврале-марте того же 2019 года. По официальной версии, он открыл в Баткенском государственном университете новый Американский ресурсный центр. Этот проект посольства США, именуемый «Американские уголки», охватывает все области республики. Количество учащихся в «уголках» достигает уже 200 тысяч человек - для Кыргызстана это достаточно большой охват в плане форматирования мышления молодёжи по американскому типу. Не секрет, что в Кыргызстане за три десятилетия воспитано большое количество проамериканских госслужащих, которые негласно представляют интересы США в кыргызской политике. 

 

На фото: слева – посол Лу с супругой на юге Кыргызстана, справа – открытие нового «Американского уголка». 

Кстати, по странному стечению обстоятельств, вскоре после той поездки Дональда Лу на кыргызско-таджикской границе произошли очередные столкновения. Конфликт перерос в массовые беспорядки, в итоге с обеих сторон были пострадавшие. Совпадение? 

Почему «смотреть» за Центральной Азией поставили именно его?

С уходом американских войск из Афганистана перед Москвой и Пекином встали новые приоритетные задачи. Для Москвы - укрепление внешних границ Центральной Азии от возможных террористических угроз. Для Пекина – развитие дальнейших торговых отношений с правительством «Талибана» в области инвестиционных проектов и разработки афганских месторождений. Сегодня Россия и Китай, пожалуй, сблизились максимально со времен китайско‐советского раскола. И оба государства продолжают сближаться. К примеру, за последнее время Си Цзиньпин и Владимир Путин встречались более тридцати раз, при этом глава КНР призвал обе страны совместно выступить против гегемонии США.

Поэтому теперь основная задача американской политики в Центральной Азии -  срыв российско-китайского сотрудничества в регионе ЛЮБЫМИ методами. Включая полюбившиеся Вашингтону тайные операции. 

И у Москвы, и у Пекина есть свои слабые места в Центрально-Азиатском регионе. Китай, например, обеспокоен притоком исламских экстремистов в Синьцзян-Уйгурский автономный район, который граничит с Афганистаном: это может породить новые вспышки терроризма и сепаратизма среди уйгурского населения. Россия тоже обеспокоена возможностью проникновения экстремистов на свою территорию через транзитные государства - Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан, а также скапливанием в регионе исламистских группировок антироссийской направленности.

Вашингтон отдавать этот регион под влияние России и КНР явно не собирается. Но самый эффективный инструмент американцев - подрывная и диверсионная деятельность. Через СМИ и социальные сети, через митинги и госперевороты, исполняемые прикормленными НКО…Опыт показывает, что в Кыргызстане это может сработать. Видимо, поэтому  именно Кыргызстан рассматривается американскими спецслужбами как плацдарм для экспорта революций по всему региону. А тушить пожар придётся Москве и Пекину. 

По всей видимости, именно этой деятельностью предстоит заниматься Дональду Лу в качестве помощника госсекретаря США. Вашингтон явно по достоинству оценил богатый опыт работы Лу не только в Каспийском регионе и Южной Азии (см. начало публикации), но и в Кыргызстане. А работу эту, считаю, вполне можно назвать диверсией против республики.

Публикация отражает точку зрения автора. 

Автор: Феликс Таиров

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Также читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Также читайте:


  • США предложили Кыргызстану и Таджикистану помощь
    Соединенные Штаты предлагают Кыргызстану и Таджикистану любую поддержку в урегулировании приграничного конфликта. Как сообщает ТАСС, об этом накануне заявил заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джонатан Хеник....

  • Посол США в КР Дональд Лу
    «Экономическая амнистия - это необычная модель правоохранительной практики. Схема, когда преступники платят за свою свободу, может позволить лидерам ОПГ продолжить свою преступную деятельность после освобождения», - посол США в КР Дональд Лу....

  • Афганский фактор и его влияние на страны Центральной Азии
    Российский политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович выступил перед студентами Международного университета Кыргызской Республики. Известный эксперт рассказал молодежи о влиянии афганского фактора на безопасность в...

  • Дональд Трамп
    #Нечегодобавить: «Наша великая конституция на выборах 2020 года нарушалась так, как никогда раньше», - президент США Дональд Трамп....

  • При вторжении в ЦА талибы получат достойный отпор от стран ОДКБ, - эксперт
    Политическую ситуацию в Афганистане и её возможное влияние на безопасность в Центральной Азии обсудили эксперты во время круглого стола, организованного Фондом «Евразийцы – новая волна». В дискуссии участвовали более 30 человек: политологи,...