Читай. Смотри. Слушай:

«А свобода здесь есть только у одного слова. И слово это – моё!»


Эта реплика одного из одиозных персонажей российской кинокомедии «День выборов» как нельзя лучше отражает позицию кыргызстанских «поборников» свободы слова, представляющих прозападный пул. Нельзя, считают они, сажать в тюрьму журналистов, блогеров и активистов! Хотя кое для кого можно сделать исключение… Нельзя оказывать давление на СМИ! Хотя на некоторые – можно и должно… Каждый имеет право на свободу самовыражения! Кроме тех, кому необходимо заткнуть рот…

«Либеральный» террор

На днях ко Всемирному дню свободы печати несколько кыргызстанских медиаорганизаций и журналистов Кыргызстана выступили с тревожным заявлением об «ухудшении ситуации со свободой слова из-за растущего давления на СМИ и журналистов». Одним из первых его подписал Адиль Турдукулов – в прошлом дипломат, чиновник и партийный деятель, а ныне руководитель общественного фонда (финансируемого, в частности, Фондом Сороса), позиционирующий себя как журналист.

Двумя неделями раньше Турдукулов на площадке одной из НПО провел круглый стол, участники которого обсуждали, как укрепить свободу слова в стране. Выступая в качестве модератора, Турдукулов много рассуждал о том, что Кыргызстану необходимы всяческие свободы, включая свободу собраний. Заодно вспомнил, какие «ужасы», будучи помощником премьер-министра, он читал в ежеутренних сводках МВД, посвященных различным митингам и собраниям: «Такое ощущение, что вокруг – одни враги!» 

А еще месяцем раньше поборник всяческих свобод Турдукулов публично требовал «лишить кыргызского гражданства» людей, которые посмели воспользоваться своим конституционным правом на свободу собраний и пришли в бишкекский сквер имени Горького на митинг в поддержку России. 

В те же дни Турдукулов публично – сразу в нескольких группах «Фейсбука» - призвал кыргызстанцев «плевать в рожу» некоторым заслуженным кыргызским генералам – в том числе экс-командующему Нацгвардией Абдыгулу Чотбаеву, экс-министру обороны Абибилле Кудайбердиеву, экс-начальнику Генштаба Асанбеку Алымкожоеву, экс-председателю Госслужбы исполнения наказаний Шейшенбеку Байзакову. Генералы провинились перед Турдкуловым тем, что тоже посмели воспользоваться своим правом встречаться с кем хотят. И встретились с военным атташе посольства России.                                                             Посты Адиля Турдукулова в соцсетях.

На вышеупомянутом круглом столе Адиль Турдукулов, кстати, объявил, что Кремль нарушил его, Турдукулова, ЛИЧНЫЕ права – тем, что в России в самом начале военной спецоперации были заблокированы интернет-издание «Медуза», радио «Эхо Москвы», телеканал «Дождь». А Турдукулов являлся читателем, слушателем и зрителем этих СМИ. 

При этом за месяц до круглого стола он же - поборник свободы слова Турдукулов - публично требовал закрыть издание Sputnik Кыргызстан, а всех (!) его сотрудников лишить кыргызского гражданства. В этом случае, как видим, на права журналистов, а также их аудитории (желающей получать информацию именно от «Спутника») Турдукулову было наплевать.

Арсенал репрессивных мер, о которых мечтает этот свободолюбивый активист, унижениями, плеванием в лица, запретами и лишением гражданства не ограничивается. Готов он и сажать в тюрьму тех, кто не разделяет его взгляды  на мировые события. И в этом желании Турдукулов не одинок… 

Поневоле задумаешься: а если эти поборники свободы получат в свои руки все инструменты власти, то что же останется в Кыргызстане от этой самой свободы?!                                                   «Либеральные» мечты – закрывать, сажать, лишать гражданства! 

Война с символами

Запретительский зуд, что любопытно, вообще свойственен кыргызстанским поборникам всяческих свобод. Тот же Адиль Турдукулов накануне 9 мая призвал (причем не от своего имени, а от имени неких «мы») запретить в Кыргызстане, наряду со  знаками «Z» и «V»,  использование гвардейской (георгиевской) ленты, а сам праздник из «Дня Победы» переименовать в «День памяти и светлой грусти». Десятки тысяч кыргызстанцев, правда, грустить не пожелали (для этого есть День памяти и скорби – 22 июня), а вышли на марш «Бессмертного полка», напомнив, что считают себя все-таки потомками победителей! 

Кстати, к тому, чтобы в Кыргызстане запретили (по весьма мутным юридическим основаниям) использовать упомянутые знаки «Z» и «V», свою руку приложила супруга Турдукулова – активистка Умай Арыкова. Обнаружив, что в Бишкеке в преддверии Дня Победы рекламируют винтажную военную форму с символом «Z», она написала заявления в ГКНБ и милицию, обвинив торговцев в «пропаганде войны». Этого кипучей активистке показалось мало - она еще и нагрянула в офис фирмы, продающей и сдающей напрокат военную форму. Перепуганной рядовой сотруднице фирмы Арыкова, явно войдя в роль следователя, учинила натуральный допрос: «Почему рекламируете?! Кто забрал товар?! Кто в этом участвует, кто заказывает?!»

Эту унизительную сцену Арыкова еще и записала на телефон, а видео победно опубликовала в соцсетях, где публично обозвала сотрудников фирмы «фашистами».                                                                  Отчет Умай Арыковой о проделанной «работе».

То, что кыргызстанские сторонники киевского режима всех, кто с ними не согласен, сейчас называют не иначе, как «фашистами», - само по себе парадоксально и даже забавно. Но это отдельная и большая тема. Сейчас же немного отвлечемся на другой инцидент… 

На днях в интернете появился видеоролик, запечатлевший, как гражданка Украины (возможно, беженка) в какой-то из стран требует от сотрудницы некоего детского медучреждения немедленно заменить напольное покрытие веселеньких желто-голубых цветов. «Я вам ПРИКАЗЫВАЮ – убирайте наш флаг с пола!» - твердит эта дама. Похожие интонации, не правда ли? 


Вернёмся, однако, к злополучным буквам латинского алфавита и вообще к символам…  Представим себе, что нашлись в Бишкеке другие активисты – столь же неугомонные, со столь же большим количеством свободного времени, но с противоположными политическими взглядами. Ворвались бы они в магазин, торгующий, скажем, одеждой с американской военной атрибутикой, да и просто с изображением флага США… И стали бы кошмарить его персонал, по-прокурорски допрашивая: 

«Как вы смеете продавать символы страны, на счету которой за 246 лет ее существования – сотни развязанных по всему миру войн и осуществленных вооруженных интервенций, сопровождавшихся бесчисленными военными преступлениями?! Миллионы загубленных жизней – на вашей тоже совести! Как вы смеете поддерживать и пропагандировать людоедов?!»

Представили? Теперь представьте, какой шум подняли бы правозащитники! Сколько появилось бы гневных петиций и коллективных заявлений! Как возбудились бы международные организации! 

Заговорили бы не только о посягательстве на свободу самовыражения, но и на священное право частной собственности, что выразилось в преступном вторжении на частную территорию и давлении на бизнес по политическим мотивам. Вмешался бы кыргызстанский бизнес-омбудсмен с британским паспортом… Словом, жуть.

Теперь представим, что под давлением этих же активистов власти дрогнули бы и запретили какой-нибудь близкий кыргызстанскому «гражданскому обществу» символ. Ну, скажем, знак доллара – «$». Дескать, его употребление вызывает горячие споры - часть общественности считает этот символ преступным, поскольку валютой, которую он обозначает, оплачиваются многочисленные злодеяния. Не будем вносить раскол в общество, граждане, воздержитесь от того, чтобы этот знак изображать! Иначе привлечем к ответственности…

Представили? А теперь представьте армию юристов - в основном, аффилированных с этим самым «гражданским обществом», - которая выйдет на арену и враз докажет абсурдность этого запрета. Естественно, и зарубежных экспертов привлечет. Естественно, с громким медийным шумом. Кстати, подобные контратаки мы в Кыргызстане наблюдали уже не раз.

А можно и чересчур не фантазировать и представить, что возникла необходимость легитимизировать… свастику. Ну а почему нет – так называемое «Окно Овертона» уже открыто, на митинге в Бишкеке уже открыто славословили Степана Бандеру,  а поскольку факты использования украинской армией этой самой свастики лезут изо всех щелей (притом что, как известно, «нацизма в Украине нет»), то понадобится доказать безобидность этого символа. И будьте уверены – докажут! Такие попытки уже предпринимаются…

Монополия на правду

Ну да Бог с ними, с символами… Вернёмся к заявлению медиасообщества Кыргызстана об ухудшении ситуации со свободой слова в стране, который мы упомянули в самом начале. Есть в нем такие слова:

«Нынешние представители власти активно использовали социальные сети, интернет и СМИ, чтобы защищать свои права и доносить свою позицию до народа в период давления и репрессий, а, значит, в полной мере осознают ценность свободы слова, разнополярных СМИ и отсутствия МОНОПОЛИИ НА ПРАВДУ».

Ценность отсутствия этой самой монополии якобы осознают и в «гражданском обществе» Кыргызстана. Но не всегда, не всегда… Это очень ярко продемонстрировала недавняя истерия вокруг кинофестиваля «Время правды».

В рамках этого фестиваля планировалось показать российские художественные фильмы, которые в Кыргызстане на широком экране еще не демонстрировались. Например, военная драма «Донбасс. Окраина». Критики отмечали, что авторам фильма удалось  «качественно описать страдания людей без политических споров», что в приоритет ставится «человечность, вопросы добрых или дурных поступков», что фильм – «попытка погрузиться в боль, провести художественное переосмысление чудища по имени «война».

Фильм «Солнцепек»  – тоже о событиях на Донбассе, показывающий, по отзывам критиков, войну «во всей своей неприглядности, без купюр, без лишних сантиментов, с безжалостной, просто невыносимой откровенностью». «Ополченочка» - первый художественный фильм о войне на Донбассе, снятый на территории ЛНР – рассказывает об одном из женских танковых экипажей, у героев есть реальные прототипы. 

Были в программе фестиваля и документальные фильмы американского (!) журналиста и режиссера Оливера Стоуна – такие как «Украина в огне» и «В борьбе за Украину». 

Этот репертуар, эмоциональный заряд фильмов, как видно, дико напугали лидеров местных западных НПО. И они сделали все, чтобы фестиваль «Время правды» в Кыргызстане сорвать. Чтобы та самая МОНОПОЛИЯ НА ПРАВДУ, против которой якобы борются эти НПО, на самом деле НЕ БЫЛА НАРУШЕНА – правду имеет право знать и доносить до населения только Его Величество «гражданское общество», то бишь те же НПО. 

«А свобода здесь есть только у одного слова. И слово это – моё!»

Эти поборники «правильной и единственно возможной правды» сумели даже подобрать ключик к Минкульту, который в итоге отозвал прокатные удостоверения у фильмов фестиваля.

Самое пикантное, что в числе лидеров НПО, устроивших травлю фестиваля «Время правды», была и Толекан Исмаилова – лидер правозащитного движения «Бир Дуйно - Кыргызстан». Она тоже периодически проводит в Кыргызстане кинофестивали с таким же названием - «Бир Дуйно - Кыргызстан». Осенью 2012 года вокруг очередного фестиваля разразился скандал всемирного масштаба. 

Тогда под давлением возмущенной мусульманской общественности республики был снят с показа голландский фильм «Я - гей и мусульманин», рассказывающий о жизни марроканских гомосексуалистов. Суд признал фильм экстремистским и запретил к показу, тиражированию и распространению на территории Кыргызстана. Перед тем такая же участь постигла американскую картину «Невинность мусульман», высмеивающую пророка Мухаммеда, которая спровоцировала массовые беспорядки в странах Ближнего Востока и Северной Африки. 

Своих оппонентов, считавших, что понятия «ислам» и «гомосексуализм» несовместимы, сама Исмаилова тогда обозвала «религиозными радикалами». В своих отчетах НПО «Бир Дуйно-Кыргызстан» назвала запрет фильма «Я - гей и мусульманин» нарушением сразу нескольких свобод – мысли, мнения, самовыражения. Свой протест по поводу запрета фильма выразили все западные НПО республики, а также международные правозащитные организации. Заявление одной из них – американской «Хьюман Райтс Вотч» - заслуживает того, чтобы процитировать его подробно:

«Правительство Кыргызстана должно снять запрет с документального фильма о марокканских геях и разрешить его показ на территории страны. Власти Кыргызстана не имеют законных оснований для запрета этого фильма. Этот фильм может кому-то в Кыргызстане не нравиться, и не все могут соглашаться с его содержанием, однако власти должны обеспечить соблюдение свободы слова, разрешив его показ. 
Кыргызстан является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, который гарантирует свободу слова. Статья 19 гласит: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Свобода слова охраняется Конституцией Кыргызстана. Статья 31 гласит: «Каждый имеет право на свободу мысли и мнения. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати…».
Инициатива по демонстрации фильма в рамках правозащитного кинофестиваля должна приветствоваться, а не осуждаться. Верующие ЛГБТ, как и все другие, имеют право на то, чтобы быть услышанными».

Никаких подобных заявлений по поводу запрета даже не отдельных фильмов, а ВСЕГО фестиваля «Время правды», как вы догадываетесь, не последовало. Международные  правозащитники отмолчались, от местных же было слышно только улюлюканье: «Ату его!» По их логике, жители Донбасса – в отличие от ЛГБТ – не имеют права на то, чтобы быть услышанными. Любые фильмы можно и должно запрещать в Кыргызстане, если они не нравятся западным НПО и всему коллективному Западу. В этом случае можно наплевать и на Международный пакт о гражданских и политических правах, и на Конституцию КР…

 

       Слева – Толекан Исмаилова требует запретить фестиваль «Время правды», справа – заявление «Хьюман Райтс Вотч» 2012 года.

Как видим, для многих кыргызстанских «поборников» свободы слова само это понятие – весьма относительно. Они признают свободу только для СВОЕГО слова. Они хотят, чтобы в Кыргызстане был слышен ТОЛЬКО ИХ голос. Все же остальные голоса пытаются – и небезуспешно! – заткнуть.

И эти двойные стандарты и двойная мораль – не особенность психики отдельных индивидуумов. За этим кроется целая стратегия и тактика. Но об этом – в другой раз.

Автор: Вадим Ночёвкин

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Также читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Также читайте:


  • Омбудсмен Кыргызстана призывает ГКНБ и суды уважать свободу слова
    Омбудсмен Кыргызской Республики Атыр Абдрахматова призывает Государственный комитет национальной безопасности КР (ГКНБ) и судебные органы уважать гарантированную Конституцией Кыргызской Республики свободу средств массовой информации....

  • Кандидатов в президенты призвали подписать договор о свободе слова
    Претендентов на пост главы страны призвали присоединиться к договору о правах граждан. Инициатива принадлежит ОО «Журналисты» и Независимому союзу журналистов. Речь о том, чтобы кандидаты взяли на себя ответственность за обеспечение и развитие...

  • Пресс-секретарь президента КР призвал СМИ и граждан не распространять ложную информацию
    В случае последующего законного расследования вы заявляете, что, мол, начали ограничивать свободу слова....

  • #Вэтотдень: всемирный день свободы печати
    В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати. Эта дата была выбрана в ознаменование Виндхукской декларации по содействию обеспечения независимости и плюрализма африканской печати, принятой 3 мая 1991 года....

  • Осужден блогер, оскорбивший президента
    Жителя Хорезмской области осудили на три года за оскорбление в интернете бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова и действующего – Шавката Мерзиёева. Об этом на своей странице в Facebook сообщил руководитель Общества прав человека РУз...