Главной интригой минувшей недели стал отказ президента Кыргызстана Садыра Жапарова участвовать в очередной неформальной встрече глав государств СНГ, которая прошла 7 октября в Санкт-Петербурге. Хотя официально объявленная причина отказа была вполне нейтральной, это решение выглядит как откровенный дипломатический демарш. Как и последующий отказ проводить на территории Кыргызстана запланированные учения ОДКБ.
Новейшая история Кыргызстана знает как минимум два примера подобных демаршей.
В июне 2016 года тогдашний президент КР Алмазбек Атамбаев отказался участвовать в очередном саммите ШОС, проходившем в столице Узбекистана Ташкенте. О причине сам Атамбаев тогда открыто объявил журналистам: отказ от поездки в Ташкент был связан с обострением отношений между двумя странами после выставления Узбекистаном военной техники и военнослужащих на несогласованном участке границы в местности Чала-Сарт Аксыйского района.
До этого – в декабре 2012-го – Алмазбек Атамбаев отказался участвовать в саммите СНГ в Ашхабаде. Официально власти Кыргызстана объяснили этот отказ плотным графиком президента, а также сложной внутриполитической ситуацией в республике. Однако большинство наблюдателей сошлось во мнении, что это тоже был демарш. Нет, к хозяину саммита – Туркменистану – у Атамбаева претензий не имелось. Зато имелись к белорусскому президенту Александру Лукашенко, который отказывается выдать Кыргызстану беглого экс-президента республики Курманбека Бакиева и его брата Жаныбека Бакиева – оба получили в Беларуси убежище. Для Атамбаева, к тому времени находившегося на президентском посту ровно год, эта тема была особенно болезненной – ведь обещания избирателям вернуть Бакиевых для осуществления правосудия составляли важную часть предвыборной риторики Атамбаева.
О том, что президент Садыр Жапаров не будет участвовать в неформальном саммите в Санкт-Петербурге, было объявлено официально в день проведения мероприятия – 7 октября. Пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев журналистам выдал уже знакомую нам формулировку: «в связи с насыщенным графиком работы главы государства». Обозначилась, однако, и истинная причина отказа – ОРДЕН.
Незадолго до саммита – 4 октября – президент России Владимир Путин подписал указ о награждении президента Таджикистана Эмомали Рахмона российским орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Официальная формулировка награждения: «За большой личный вклад в укрепление отношений стратегического партнёрства и союзничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также в обеспечение региональной стабильности и безопасности». Было, однако, очевидно, что награда связана с юбилеем Рахмона – 5 октября президенту Таджикистана исполнилось 70 лет.
Юбиляр Эмомали Рахмон и его орден.
В Кыргызстане это награждение восприняли болезненно. Весьма показательной стала реакция Министерства иностранных дел КР. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Чынгыз Кустебаев накануне саммита,6 октября, на своей странице в «Фейсбуке» опубликовал беспрецедентно жёсткий пост. Он, в частности, написал:
Хотя недоумение было явно адресовано в первую очередь Москве, весьма нервную реакцию оно вызвало в Душанбе. 7 октября – в день саммита – в МИД Таджикистана пригласили посла Кыргызстана Эрлана Абдылдаева и вручили ему ноту протеста, в которой, в частности, говорилось:
Кыргызское внешнеполитическое ведомство в долгу не осталось – на другой день в МИД КР был приглашён посол Таджикистана Назирмад Ализода. В официальном сообщении об этом говорилось:
Тот факт, что в МИД Кыргызстана не только не пожурили своего пресс-секретаря, но, наоборот, его официально поддержали, говорит о том, что личный комментарий Чынгыза Кустебаева явно был санкционирован свыше.
Особую пикантность демаршу придавало то, что проведение неформального саммита совпало с юбилеем российского президента – ему, как и Рахмону, исполнилось 70 лет. Своё отсутствие на саммите Садыр Жапаров «компенсировал» телефонным разговором с Владимиром Путиным. Пресс-служба президента КР сообщила следующее:
В Санкт-Петербурге, между тем, собрались президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Беларуси Александр Лукашенко, Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Таджикистана Эмомали Рахмон, Туркменистана Сердар Бердымухамедов, Узбекистана Шавкат Мирзиёев, премьер‑министр Армении Никол Пашинян. Из глав государств СНГ, кроме Садыра Жапарова, отсутствовала только президент Молдовы Майя Санду – надо полагать, потому, что ещё весной она объявила о намерении Кишинёва выйти из СНГ в связи со стремлением вступить в ЕС.
Выступление Владимира Путина на неформальном саммите СНГ. Флага Кыргызстана нет.
Хотя пресс-служба президента КР объявляла, что в Санкт-Петербург от кыргызской стороны направлен государственный секретарь Суйунбек Касмамбетов, в сообщениях о ходе саммита его имя так и не промелькнуло. В Константиновском дворце, где проходила встреча, флаг Кыргызстана отсутствовал. Хотя, судя по всему, о проблемах республики на саммите говорили, правда, без участия Кыргызстана. Так, Владимир Путин, во вступительном слове отметил, что цель этой неформальной встречи – «сверить часы перед предстоящим на следующей неделе в Астане ежегодным полноформатным заседанием Совета глав государств СНГ». И, в частности, уточнил:
Под этими «близкими государствами» явно имелись в виду Армения с Азербайджаном и Кыргызстан с Таджикистаном.
Что примечательно, церемонию награждения Эмомали Рахмона российским орденом «За заслуги перед Отечеством» (ожидалось, что она состоится именно на неформальном саммите глав СНГ) читатели и зрители так и не увидели – всем информресурсам пришлось опубликовать архивные фото. И вопрос: «А была ли вообще эта церемония?» остался открытым. Куда большее внимание СМИ привлекло награждение юбиляра Владимира Путина президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым орденом «Дустлик» («Дружба») высшей степени, который из зарубежных лидеров, кроме российского президента, имеет только Си Цзиньпин.
Бакыт Бакетаев.
Ситуацию с дипломатическим демаршем Бишкека и его последствиями комментирует политолог Бакыт Бакетаев:
- То, что Садыр Жапаров не полетел на саммит, думаю, вполне естественно. С одной стороны, накопилось много внутренних проблем. В ходе пограничного конфликта с Таджикистаном разрушено порядка 600 домов – их надо восстанавливать. Много вопросов вокруг усиления границ в Баткенской области. Общественность сильно волнуется из-за Кемпир-Абадского водохранилища – кому оно отойдёт при делимитации границ с Узбекистаном? С другой стороны – президенту Жапарову, как он предполагал, пришлось бы присутствовать при вручении ордена Рахмону, аплодировать, поздравлять его, пожимать руку. После того, что случилось на приграничных территориях, это выглядело бы цинично. Чем непременно воспользовалась бы оппозиция.
Можно, конечно, понять и позицию Москвы. На юбилеи принято вручать ордена всем президентам дружественных государств. Естественно, если бы Москва, чтобы угодить Бишкеку, не стала бы награждать Рахмона, это выглядело бы тоже как демарш по отношению к Душанбе. Традицию решили не нарушать. Формулировка награждения Рахмона - «за обеспечение региональной стабильности и безопасности» - лично у меня тоже вызвала недоумение: у кыргызстанцев она может вызвать только саркастическую улыбку – и это в лучшем случае. Думаю, московским функционерам этот момент следовало бы продумать. Но если, опять же, посмотреть на ситуацию с позиции Москвы, то, видимо, именно так оттуда видится роль Душанбе с учётом афганского фактора. Словом, ситуация очень сложная и противоречивая.
По моим наблюдениям, между Кыргызстаном и Россией начинается период охлаждения отношений. Но я не советовал бы Бишкеку форсировать понижение этой «температуры». История показывает, что ни одной из постсоветских республик подобный процесс пользы не принёс. В дипломатии эмоции надо откладывать в сторону, - заключает эксперт.
Между тем, Министерство обороны Кыргызстана отменило проведение на территории республики командно-штабных учений миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство - 2022», которые должны были пройти с 10 по 14 октября в учебном центре «Эдельвейс» в Балыкчи. О начале подготовки к организации этих учений Минобороны сообщало в июне.
О причинах отмены пока не сообщается. Однако, судя по всему, это решение тоже следует расценивать как демарш, направленный в первую очередь против соседнего Таджикистана. Требования об отказе от учений, в которых должны были принять и таджикские военнослужащие, в Кыргызстане зазвучали в конце сентября – после кровопролитного пограничного конфликта. В частности, депутат Балбак Тулобаев на заседании парламента потребовал бойкотировать любые мероприятия с участием военных Таджикистана:
При этом, как сообщил журналистам заведующий отделом внешней политики администрации президента КР Муратбек Азымбакиев, президент Садыр Жапаров не намерен игнорировать ближайшие международные мероприятия высокого уровня с участием как Таджикистана, так и России. По его словам, в рамках своего визита в Астану 13 октября президент Кыргызстана примет участие в шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии;14 октября - в очередном заседании Совета глав государств СНГ и в тот же день - в работе первого саммита в формате «Центральная Азия - Россия».
Так остаётся ли Бишкек на прежнем внешнеполитическом курсе или стал дрейфовать? Интрига сохраняется…
Автор: Вадим Ночёвкин
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter