Читай. Смотри. Слушай:

Бишкекчанка Чолпон Асанакунова: «Благодаря велосипеду нашла новых друзей!»


Ко Всемирному дню велосипеда, который во всем мире отмечается 3 июня, представляем интервью с одним из лидеров велосообщества в Кыргызстане Чолпон Асанакуновой, для которой велосипед – основной вид транспорта уже 13 лет. Кроме того, редакция "Кундеми" узнала в столичных магазинах цены на велосипеды и аксессуары к ним. Это поможет сориентироваться по затратам начинающим велосипедистам.


- Чолпон, скажите, какой у вас велосипед и как появилась идея его приобрести? 
Мне надоело ездить в душных и постоянно забитых маршрутках. Хотелось независимости, не хотела подстраиваться под общественный транспорт, но на машину не хватало денег. И я решила приобрести велосипед и об этом ни разу не пожалела. Первое время я ездила только по тротуарам, но было неудобно, приходилось делить дорогу с пешеходами. И я решила, что надо завоевывать место на трассе. Прочитала в «Правилах дорожного движения», что велосипедисты должны двигаться по правой части дороги и один метр от обочины - это место для велосипедистов. 
Сейчас я езжу на Cube, велосипед среднего уровня, горный, со сликами, он удобен для города и для езды по грунтовой дороге. Почему горный? Потому что я часто выезжаю за город и езжу по разным видам дорог. До него было еще три велосипеда, два из которых украли.
- Безопасно ли ездить на велосипеде на дорогах?
- Водители автомобилей разные встречаются. Кто-то пропускает, уступая место, а кто-то, наоборот, подрезает. Бывает, что велосипедист падает и при падении самое уязвимое место – это голова. Поэтому, всем, кто приобретает велосипед в первую очередь советую сразу же купить шлем. 
Еще необходимо приобрести велоперчатки, потому что руки потеют и могут соскользнут с руля. Также необходимы солнцезащитные крема, потому что находишься постоянно на солнце. Что касается специализированной одежды, то это уже выбор каждого. Вполне можно обходиться и обычной одеждой, главное, чтобы она была комфортна или же переодеваться на работе. Все зависит от того, как вы ездите, куда и откуда.
- Сейчас столько разных моделей велосипедов, как определиться с выбором?
- Самое главное – решить, для каких целей нужен велосипед. Если ездить только по городу и по ровным дорогам, то быстро добраться до нужного места можно на шоссейнике или фиксере. У них тоненькие колеса и на ровной местности они достаточно быстро набирают большую скорость. Для поездок в горы обычно берут мунтин-байк, у него колеса уже пошире и сам велосипед весит больше. Он более устойчив на неровных поверхностях. Есть еще bmx - это такие небольшие велосипеды, которые в основном молодежь берет для различных трюков. 
- Как считаете, какие плюсы и минусы такого транспорта, как велосипед? 
- Плюсов, конечно, больше. Первый и самый значимый – независим, не стоишь в пробках на дорогах. Не подстраиваешься под общественный транспорт, можешь быстро доехать до нужного места. Из минусов могу отметить плохую экологию - дышишь выхлопными газами среди машин. И отсутствие велодорожек в городе. 
- Но ведь у нас в городе велодорожки есть…
- Они появились и это радует. Но, к сожалению, они сделаны не по стандартам. Например, появляются ни с того ни с сего, как у поземного перехода на проспекте Манаса. Или есть такие участки, где велодорожка упирается в забор, потом, спустя метров 20 она опять появляется, это тоже на проспекте Манаса Они никак не обозначены, непонятно, как велосипед должен двигаться по дороге. Велодорожки построены на бывшем тротуаре по улице Байтик Баатыра и проспектах Манаса и Чуй. Это напрямую сталкивает интересы людей – пешеходов и велосипедистов. 
- По этому поводу вы даже акцию проводили?
- Мы пытались привлечь внимание к тому, чтобы горожане нас заметили, поняли, что есть и велосипедисты и они тоже имеют право на дорогу. Хотелось бы, чтобы у нас была нормальная транспортная стратегия, которая учитывала бы интересы всех. Хочется, чтобы для велосипедистов построили хорошие дорожки, не по тротуарам, а вдоль дороги, которая будет отделена специальными ограничителями от машин, как сделано во многих странах мира.

- В связи с карантином из-за пандемии, наблюдался ли спрос на велосипеды?
- Настоящий бум был прошлым летом, все спрашивали, где можно купить велосипеды. Многие, сидя на карантине хотели выезжать за город, многие начали использовать личный индивидуальный транспорт – велосипед, потому что на таком можно и по городу передвигаться и избежать контактов с людьми, как в общественном транспорте. Поэтому можно сказать, что в карантине тоже были положительные моменты. Но в тоже время на дорогах появилось много велосипедистов, которые совсем не знают свои права и обязанности, часто нарушают правила и создают аварийные ситуации. 
 У нас, к сожалению, нет школы, где обучали бы вождению велосипеда и права на вождение не выдают. А вот, например, в Германии есть курс для малышей, с 1 по 4 класс там детей обучают правилам дорожного движения используя велосипед. По окончанию курса ребятишки получают права о том, что сдали экзамен. Хорошо было бы и у нас ввести такую практику, мы об этом задумались, возможно какой-нибудь частой школе предложим такой проект. 
- С какого возраста можно сажать ребенка на велосипед? 
- Думаю, приучать к велосипеду можно с трех лет, когда малыш уже уверенно ходит. У нас в Бишкеке недавно появились беговелы – велосипеды без педалей, для самых маленьких детишек. Такие модели помогают развивать физическую силу и координацию. Доказано, что велосипеды улучшают работу межполушарных связей, развивают ребенка не только физически, но и умственно, ведь ему постоянно нужно быть во внимании, следить за дорогой, принимать решения. 
- Насколько доступен такой вид транспорта?
- Можно приобрести б/у вариант в пределах 15-18 тысяч сомов и спокойно ездить на нем пару лет, чтобы понять подходит ли вам велосипед. Думаю, каждый найдет для себя доступный вариант. Есть несколько веломагазинов, которые продают качественные велосипеды. Можно взять и на рынках, но там никто не отвечает за гарантию транспорта. 

- Помогает ли вам велосипед находить новых друзей? 
- Круг общения значительно расширился. И многие мои знакомые пересели на велосипеды. Преимущество велосипеда в том, что он - социально нейтральный транспорт и помогает объединять совершенно разных людей. Мы проводили велопробег вокруг озера Иссык-Куль, проводили встречи с молодежью. В нашем составе были совершенно разные люди: руководитель фирмы, студент, дизайнер, учитель и другие. Люди разных возрастов из разных сфер деятельности и все они подружились благодаря велосипеду. 
У нас есть группа на «Фейсбуке», в которой сейчас около 8000 участников. Группа открытая, вступить может любой желающий. Новости, объявления, обсуждения на велосипедную тему можно найти там: «Велосообщество Кыргызстана».
- А в спортивных мероприятиях принимаете участие?
- Недавно был велопробег, который институт кардиологии проводит уже в третий раз и я принимала в нем участие. Он посвящен памяти известного хирурга Исы Коноевича Ахунбаева. Велосипедисты едут от Чолпон-Аты до села Тору Айгыр. Велосипед – не просто транспорт, а еще и хороший кардиотренажер, который здорово тренирует главную мышцу – сердце. 
А еще велосипед помогает поддерживать форму. Можно за три месяца просто катаясь на велосипеде, без каких-либо строгих диет похудеть на пять килограммов. 

Автор: Жанай АЛИЕВА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Так же, читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Так же читайте:


  • Когда душа просит, то возраст нипочем: 57-летняя бишкекчанка пешком дошла до Иссык-Куля
    Алма Исабаева прошла пешком от Бишкека до Иссык-Куля. Конечной точкой ее пути стал один из центров отдыха в селе Кош-Кол. Свой поход она начала 22 марта и прошла 229 километров за 3 дня. Видеозаметки о своем путешествии женщина публиковала в...

  • В Ашхабаде запретили ездить по городу на личном автотранспорте
    С 10 мая без ограничений по городу могут ездить только маршрутные автобусы и такси, об этом пишут СМИ Туркменистана. ...

  • Снижать или не снижать? В Кыргызстане хотят изменить штрафы за нарушения ПДД
    Премьер-министр Улукбек Марипов на днях во время прямого эфира в соц.сетях озвучил намерение правительства снизить размеры штрафов по системе «Безопасный город» за нарушения правил дорожного движения. Законопроект рассмотрят в Жогорку Кенеше в...

  • #Держимвкурсе: волонтерам отменили штрафы за нарушение ПДД
    ГУОБДД КР отменило 670 штрафов за нарушение правил дорожного движения волонтерам, которые помогали кыргызстанцам во время карантина. Об этом сообщает пресс-служба дорожного управления. Речь идет о нарушениях, зафиксированных камерами «Безопасного...

  • #Держимвкурсе: на Иссык-Куле утонул ребенок
    Тело мальчика 2005 года рождения было обнаружено на берегу озера. На место происшествия вызвали спасателей. ...