Кинолента Артыкпая Суйундукова «Шамбала» удостоилась двух престижных наград на российском фестивале «Киношок». Это очередная экранизация айтматовского «Белого парохода». Но киноманы с интересом ждут его выхода на большой экран – сюжет истории на 90% изменили, сохранив при этом философию повести.
О работе над «Шамбалой», казусах во время съемок и встречах с Чингизом Айтматовым - в эксклюзивном интервью с режиссером Артыкпаем Суйундуковым.

- Ожидали, что ваш фильм получит награды?
- Мы его снимали не ради наград. Я об этом и не думал. Если думать о призах, то начинаешь подстраивать произведение под правила фестивалей. Я готовил фильм больше 30 лет, поэтому делал его так, как сам видел. Да, фильм получил награды, в том числе за главную мужскую роль и лучшую авторскую киномузыку. Это значит, что зрители и специалисты приняли фильм и поверили его героям.
- Вы несколько десятилетий вынашивали идею фильма, наверняка представляли его во всех подробностях. И вот – наконец сняли. Ваша творческая задумка полностью воплотилась?
- Кино – это производство. И производственные проблемы накладывают на фильм отпечаток. «Шамбала» - не исключение. Поэтому я завидую писателям, художникам и композиторам. Они не зависят от финансов, погоды и других условностей. А режиссер отвечает за все. Пробелы и недостатки итогового продукта – всегда на совести режиссера, даже если они не касаются его работы напрямую.

- На фильм планировали выделить 30 миллионов сомов (прим. - около 360 тысяч долларов). Сколько денег потратили в итоге?
- Государство выделило 20 миллионов сомов (прим. - около 240 тысяч долларов). Изначальная задумка была глобальной, но пришлось ужиматься. Спонсоров со стороны мы даже не пытались привлечь. Их сейчас мало интересует кино.
- Как проходили съемки?
- Спешно. Времени на подготовку было мало. Съемки запустили к лету (2018 года). И мы по сути упустили летние кадры, их пришлось снимать осенью. Сроки съемок сократили вдвое, что, конечно, отразилось на качестве фильма.

- А были казусы на площадке?
- Их в кинопроизводстве всегда много. Можно сказать, из казусов съемки и состоят. Но мне особенно запомнился момент в горах. В сцене мальчик стоял над крутым обрывом. Причем обрыв был самый настоящий. Мы всей командой переживали за безопасность ребенка, хотя страховка, конечно, была. Кстати, жюри «Киношока» отметило работу юного Артура Иманалиева, сыгравшего мальчика.
- Вы рассказывали, что сам Чингиз Айтматов разрешил вам экранизировать свою повесть еще в 1989 году. Можно сказать, писатель вас «благословил». Это помогло в съемках?
- Конечно, когда сам автор произведения дает разрешение на его экранизацию, это морально поддерживает. Но с другой стороны, это накладывает огромную ответственность. Тем более, когда другие режиссеры уже талантливо экранизировали этот же сюжет. После «Белого парохода» Болота Шамшиева (1975 г.) все хотят посмотреть, что получилось у меня. Из-за пандемии, широких показов еще не было.

- Когда ждать премьеру?
- Этим летом или осенью мы планируем запустить «Шамбалу» в кыргызстанских кинотеатрах. Сейчас ведь полные залы не наберешь.
- Вы лично общались с Чингизом Торекуловичем. Каким он был?
- Мы часто виделись с ним в Доме кино и на киностудии. Он приходил туда на худсоветы и показы. А в период подготовки фильма, когда он был послом в Брюсселе, мы созванивались и обговаривали нюансы сценария.
Чингиз Торекулович, несмотря на всемирную известность, был очень простым и открытым, с ним было приятно поговорить. Он никогда не возвеличивал себя. На правах автора не давил, не вмешивался даже в деталях и давал полную творческую свободу. Для режиссера это значит много.
Церемония награждении актеров и композитора фильма «Шамбала» - в нашем видео:
О работе над «Шамбалой», казусах во время съемок и встречах с Чингизом Айтматовым - в эксклюзивном интервью с режиссером Артыкпаем Суйундуковым.

- Ожидали, что ваш фильм получит награды?
- Мы его снимали не ради наград. Я об этом и не думал. Если думать о призах, то начинаешь подстраивать произведение под правила фестивалей. Я готовил фильм больше 30 лет, поэтому делал его так, как сам видел. Да, фильм получил награды, в том числе за главную мужскую роль и лучшую авторскую киномузыку. Это значит, что зрители и специалисты приняли фильм и поверили его героям.
- Вы несколько десятилетий вынашивали идею фильма, наверняка представляли его во всех подробностях. И вот – наконец сняли. Ваша творческая задумка полностью воплотилась?
- Кино – это производство. И производственные проблемы накладывают на фильм отпечаток. «Шамбала» - не исключение. Поэтому я завидую писателям, художникам и композиторам. Они не зависят от финансов, погоды и других условностей. А режиссер отвечает за все. Пробелы и недостатки итогового продукта – всегда на совести режиссера, даже если они не касаются его работы напрямую.

- На фильм планировали выделить 30 миллионов сомов (прим. - около 360 тысяч долларов). Сколько денег потратили в итоге?
- Государство выделило 20 миллионов сомов (прим. - около 240 тысяч долларов). Изначальная задумка была глобальной, но пришлось ужиматься. Спонсоров со стороны мы даже не пытались привлечь. Их сейчас мало интересует кино.
- Как проходили съемки?
- Спешно. Времени на подготовку было мало. Съемки запустили к лету (2018 года). И мы по сути упустили летние кадры, их пришлось снимать осенью. Сроки съемок сократили вдвое, что, конечно, отразилось на качестве фильма.

- А были казусы на площадке?
- Их в кинопроизводстве всегда много. Можно сказать, из казусов съемки и состоят. Но мне особенно запомнился момент в горах. В сцене мальчик стоял над крутым обрывом. Причем обрыв был самый настоящий. Мы всей командой переживали за безопасность ребенка, хотя страховка, конечно, была. Кстати, жюри «Киношока» отметило работу юного Артура Иманалиева, сыгравшего мальчика.
- Вы рассказывали, что сам Чингиз Айтматов разрешил вам экранизировать свою повесть еще в 1989 году. Можно сказать, писатель вас «благословил». Это помогло в съемках?
- Конечно, когда сам автор произведения дает разрешение на его экранизацию, это морально поддерживает. Но с другой стороны, это накладывает огромную ответственность. Тем более, когда другие режиссеры уже талантливо экранизировали этот же сюжет. После «Белого парохода» Болота Шамшиева (1975 г.) все хотят посмотреть, что получилось у меня. Из-за пандемии, широких показов еще не было.

- Когда ждать премьеру?
- Этим летом или осенью мы планируем запустить «Шамбалу» в кыргызстанских кинотеатрах. Сейчас ведь полные залы не наберешь.
- Вы лично общались с Чингизом Торекуловичем. Каким он был?
- Мы часто виделись с ним в Доме кино и на киностудии. Он приходил туда на худсоветы и показы. А в период подготовки фильма, когда он был послом в Брюсселе, мы созванивались и обговаривали нюансы сценария.
Чингиз Торекулович, несмотря на всемирную известность, был очень простым и открытым, с ним было приятно поговорить. Он никогда не возвеличивал себя. На правах автора не давил, не вмешивался даже в деталях и давал полную творческую свободу. Для режиссера это значит много.
Церемония награждении актеров и композитора фильма «Шамбала» - в нашем видео:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter