Не секрет, что главной причиной смога в Бишкеке является некачественный уголь, который ТЭЦ и частный сектор сжигают в печах для обогрева. Однако качество воздуха страдает и из-за автомобилей без катализаторов.
С наступлением зимы столица Кыргызстана превратилась в город дыма и плохой видимости. По словам экологов, это связано с тем, что жители частного сектора отапливают дома некачественным углем и отходами, это в свою очередь негативно влияет на экологию и здоровье людей.
Среди прочих факторов, ухудшающих воздух Бишкека, отмечают также нарушенную розу ветров и большое количество автомобилей. После отмены техосмотра в марте 2012 года уровень вредных выбросов в атмосферу увеличился. Сегодня в Министерстве транспорта и дорог говорят о необходимости возобновления этой процедуры. Тем более, что согласно договорам в рамках ЕАЭС, Кыргызстан должен это сделать в ближайшее время. По данным Госэкотехинспекции, примерно 16 из 20 машин в КР превышают нормы выброса вредных веществ – из-за отсутствия катализаторов.

Что такое катализатор?
Катализатор стоит в трубе глушителя и является своего рода фильтром. Принцип работы устройства основан на химических реакциях, нейтрализующих вредные выбросы окиси азота и углеводородов. Изнутри каталитический нейтрализатор (научное название) похож на пчелиный улей с мелкими сотами. Основной элемент этого устройства сделан из керамического или металлического блока, на стенки которого нанесены драгоценные металлы: сплав иридия и платины, а также родия и палладия. Это влияет на стоимость катализаторов, в Бишкеке их цена доходит до 50 тысяч сомов. По словам автолюбителей, устройства из керамики стоят еще дороже.

По словам владельца минивена, катализатор со временем забивается шлаками, из-за чего воздух начинает плохо проходить. Понять, что устройство неисправно можно несколькими способами: - снижается мощность двигателя - он перегревается и начинает «троить»
- появляется грохот под днищем автомобиля (это значит, что катализатор начал разрушаться и распадаться на части)
- слабый напор выхлопных газов из глушителя
- загорается «чэк энджин» - компьютерная диагностика двигателя обнаруживает ошибку PO430 – низкая пропускная способность катализатора.
- Со своей машины в итоге я его просто вырезал, и тяга появилась. Интересный момент – когда приезжаешь на СТО, там катализатор вырезают бесплатно, а потом у тебя его еще и покупают. Цена зависит от объема двигателя, чем больше объем, тем больше катализатор, а значит и выше его цена. У меня на «Естиме» вообще два катализатора было. Только если два года назад за них давали 6 тысяч сомов, то сейчас за них можно получить двадцать.
-Почему растут цены?
-Цены на катализаторы растут из-за дефицита. Раньше их было много, и они стоили недорого. Сейчас 80-90 процентов всех авто ездят без этих устройств, все вырезали. Потому и цены на них растут. При этом, знаете, как на СТО мастера делают, говорят, что катализатор – ненужная вещь. Можно сказать, навязывают, чтобы автолюбитель его убрал. В итоге сами вырезают его и сдают за деньги. Мощность автомобиля при этом увеличивается, клиент уезжает довольный. Есть еще, так называемые, перекупы, они тоже на этом зарабатывают. Покупают авто, вырезают катализатор и сдают его, затем автомобиль продают уже без катализатора. Хотя, по-хорошему их нужно заменять на новые, - рассказал Казаров.
Специалисты отмечают, что срок службы катализатора обычно равен сроку службы автомобиля. Однако в Кыргызстане многие машины «работают» сверх срока службы, другими словами на дорогах много автохлама (транспорта старше 25-30 лет). Важно помнить, что каталитический нейтрализатор не выходит из строя без причин. Его поломка – признак неправильной работы системы зажигания, неполного сгорания смеси в цилиндрах, сильного износа мотора или длительного использования некачественного топлива.

Сами скупщики катализаторов признаются, что они их отвозят в Казахстан, там устройства принимают по хорошей цене. Главная их ценность – это драгметаллы: платина, палладий и иридий (о которых мы писали выше). По их словам, в Казахстане есть завод, где эти металлы отделяют от катализаторов.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter