Читай. Смотри. Слушай:

Сколько стоит чистый воздух в Бишкеке?


Не секрет, что главной причиной смога в Бишкеке является некачественный уголь, который ТЭЦ и частный сектор сжигают в печах для обогрева. Однако качество воздуха страдает и из-за автомобилей без катализаторов.

С наступлением зимы столица Кыргызстана превратилась в город дыма и плохой видимости. По словам экологов, это связано с тем, что жители частного сектора отапливают дома некачественным углем и отходами, это в свою очередь негативно влияет на экологию и здоровье людей. 

Среди прочих факторов, ухудшающих воздух Бишкека, отмечают также нарушенную розу ветров и большое количество автомобилей. После отмены техосмотра в марте 2012 года уровень вредных выбросов в атмосферу увеличился. Сегодня в Министерстве транспорта и дорог говорят о необходимости возобновления этой процедуры. Тем более, что согласно договорам в рамках ЕАЭС, Кыргызстан должен это сделать в ближайшее время. По данным Госэкотехинспекции, примерно 16 из 20 машин в КР превышают нормы выброса вредных веществ – из-за отсутствия катализаторов. 


Что такое катализатор? 

Катализатор стоит в трубе глушителя и является своего рода фильтром. Принцип работы устройства основан на химических реакциях, нейтрализующих вредные выбросы окиси азота и углеводородов.  Изнутри каталитический нейтрализатор (научное название) похож на пчелиный улей с мелкими сотами. Основной элемент этого устройства сделан из керамического или металлического блока, на стенки которого нанесены драгоценные металлы: сплав иридия и платины, а также родия и палладия. Это влияет на стоимость катализаторов, в Бишкеке их цена доходит до 50 тысяч сомов. По словам автолюбителей, устройства из керамики стоят еще дороже. 

                                                                          фото: gsavto.ru
- Примерно год назад моя машина стала хуже «тянуть», я сам автомеханик, работал на СТО, а потому самостоятельно полез в двигатель, устройство знаю. Проверил всевозможные варианты, и понял, что дело в изношенном катализаторе, - рассказывает автолюбитель Артем Казаров.

 

По словам владельца минивена, катализатор со временем забивается шлаками, из-за чего воздух начинает плохо проходить. Понять, что устройство неисправно можно несколькими способами: - снижается мощность двигателя - он перегревается и начинает «троить» 

- появляется грохот под днищем автомобиля (это значит, что катализатор начал разрушаться и распадаться на части) 

- слабый напор выхлопных газов из глушителя 

- загорается «чэк энджин» - компьютерная диагностика двигателя обнаруживает ошибку PO430 – низкая пропускная способность катализатора.


- Со своей машины в итоге я его просто вырезал, и тяга появилась. Интересный момент – когда приезжаешь на СТО, там катализатор вырезают бесплатно, а потом у тебя его еще и покупают. Цена зависит от объема двигателя, чем больше объем, тем больше катализатор, а значит и выше его цена. У меня на «Естиме» вообще два катализатора было. Только если два года назад за них давали 6 тысяч сомов, то сейчас за них можно получить двадцать. 


-Почему растут цены? 


-Цены на катализаторы растут из-за дефицита. Раньше их было много, и они стоили недорого. Сейчас 80-90 процентов всех авто ездят без этих устройств, все вырезали. Потому и цены на них растут. При этом, знаете, как на СТО мастера делают, говорят, что катализатор – ненужная вещь. Можно сказать, навязывают, чтобы автолюбитель его убрал. В итоге сами вырезают его и сдают за деньги. Мощность автомобиля при этом увеличивается, клиент уезжает довольный. Есть еще, так называемые, перекупы, они тоже на этом зарабатывают. Покупают авто, вырезают катализатор и сдают его, затем автомобиль продают уже без катализатора. Хотя, по-хорошему их нужно заменять на новые, - рассказал Казаров. 


Специалисты отмечают, что срок службы катализатора обычно равен сроку службы автомобиля. Однако в Кыргызстане многие машины «работают» сверх срока службы, другими словами на дорогах много автохлама (транспорта старше 25-30 лет). Важно помнить, что каталитический нейтрализатор не выходит из строя без причин. Его поломка – признак неправильной работы системы зажигания, неполного сгорания смеси в цилиндрах, сильного износа мотора или длительного использования некачественного топлива. 

                                                                          фото: cars.kg

Сами скупщики катализаторов признаются, что они их отвозят в Казахстан, там устройства принимают по хорошей цене. Главная их ценность – это драгметаллы: платина, палладий и иридий (о которых мы писали выше). По их словам, в Казахстане есть завод, где эти металлы отделяют от катализаторов. 



Читать и обсудить эту статью в:


Поделиться страницей с помощью: