Наццентр по предупреждению пыток поделился итогами исследования мест лишения и ограничения свободы в период пандемии. Специалистов интересовал вопрос соблюдения прав заключенных и порядка работы должностных лиц.
Директор НЦПП КР Бакыт Рысбеков рассказал, что ВОЗ давала рекомендации сократить тюремное население и отпустить под подписку о невыезде или домашний арест тех, кто не представляет опасности для государства и общества. Однако власти к этому не прислушались.
-До сих пор при посещении закрытых учреждений, в частности, СИЗО, ГСИН, ИВС, МВД, у сотрудников наццентра требуют наличие отрицательного ПЦР-анализа, хотя опять же по рекомендациям медиков его нужно сдавать только при появлении симптомов коронавирусной инфекции. При этом государство обеспечить ПЦР-тестами центр не может, за помощью приходится обращаться к своим партнерам.
В конце октября специалисты Наццентра по предупреждению пыток КР и правозащитники посетили закрытые учреждения и проверили инфекционную безопасность заключенных, а также их доступ к медицинским услугам. Среди арестантов провели анонимный опрос, в ходе которого выяснилось, что в камерах отсутствовала вентиляция и доступ свежего воздуха.
-Тяжело дышать, нет вентиляции, в камере много людей, антисанитария, а тут еще хлоркой обрабатывают». «Когда мы болели, в санчасти кроме аспирина и омепразола ничего не давали. Все нервные. Никому не до нас. Мы даже боимся сказать, что мы болеем, чтобы нас не изолировали в одной камере, - такие ответы при анкетировании получили представители наццентра.
Учет заболевших COVID-19 не велся, поскольку не было возможности провести ПЦР-тесты. Поэтому считалось, что персонал и заключенные с повышенной температурой, кашлем, насморком болеют ОРВИ. В СИЗО-1 и ИК-19 с камерным типом размещения подследственные и осужденные заявляли о массовом заражении коронавирусом. Большая часть переболела в легкой и среднетяжелой форме без осложнений, 6 человек скончались от пневмонии.
В ходе опроса практически все учреждения Госслужбы исполнения наказаний сообщали о потребности в дополнительных средствах индивидуальной защиты, дезинфицирующих средствах, антисептиках и медикаментах. Зампредседателя координационного совета наццентра КР Айдар Сыдыков отметил, что условия содержания заключенных ухудшились.
- Были ограничения в питании, прогулках, запрещались встречи с адвокатами. Арестантам продлевали меру пресечения автоматом, они даже не участвовали в суде. В СИЗО Бишкека инфекционный контроль соблюдался на 47,4%, то есть не была предпринята даже половина требуемых мер. 40 арестантов сообщили, что имели симптомы коронавируса и обращались за помощью к администрации, но только двое из них получили лечение.
Что касается заявлений о пытках в закрытых учреждениях, по данным НЦПП КР их стало меньше. Однако это не говорит о том, эпизоды преступных действий сократились. Если до создания превентивного органа люди массово подвергались жестокому обращению в отделах внутренних дел или самих учреждениях, то по последним наблюдениям, их стали вывозить на нейтральную территорию и применять там запрещенные методы дознания
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter