Читай. Смотри. Слушай:

Как пандемия отразилась на отечественных музеях. Интервью с искусствоведом Чолпон Тентиевой


Искусствовед, основатель творческой группы «OYOUM group», организатор социокультурного проекта «Ночь музеев Кыргызстан», заместитель директора по научной работе Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, арт-директор галереи Союза художников КР «Дубовый Парк» Чолпон Тентиева рассказала о работе в пандемию, возвращении культурной жизни в привычное русло и планах на будущее.


- Чолпон, расскажите, насколько пандемия отразилась на искусстве в целом, и в частности на музеях? 

 - В самом начале пандемии и введением карантинных мер, думаю, у людей из разных сфер деятельности был некоторый шок, после же нужно было решать задачи и принимать как данность ситуацию, адаптируясь к новым условиям жизни. В культуре и искусстве нашли новые формы взаимодействия с людьми, чтобы не потерять, а даже расширить аудиторию. К примеру, мировые культурные институции увеличили свою аудиторию в разы, в том числе и музеи Кыргызстана больше стали вплетены в процесс сегодняшней жизни. 

 Если говорить о музее имени Гапара Айтиева, то примерно за год до карантина уже создавался сайт, где очень активно шла оцифровка нашей коллекции. Свыше 1000 изображений в хорошем качестве уже были на сайте. На «удаленке» вели  работу в разных направлениях. Ситуация с карантином показала, что присутствие в цифровом формате очень важно.

- Говорит ли это о том, что музей идет в ногу со временем?

  - Мы двигаемся…  Даже если человек не дошел до музея, то он может за пару минут, посмотрев сайт, создать впечатление о коллекции. У нас интересно и разнообразно работают каналы в Telegram (artbulak), Instagram (aitievmuseum_), Twitter (aitievmuseum_) страница на Facebook (Gapar Aitiev Kyrgyz National Museum of Fine Arts) есть и канал на YouTube, он постепенно наполняется контентом. 

- Теперь не выходя из дома многие коллекции можно посмотреть в интернете. Не потерял ли музей посетителей? 

 - Наоборот, наша аудитория расширилась. О нас узнают в интернете, приходят на выставки, многие известные блогеры отмечают в своих публикациях, вызывая интерес у своих подписчиков. Мы, наполняя странички в соцсетях актуальной информацией, через современную подачу, держим и наращиваем аудиторию на всех каналах коммуникаций. 

 - Значит, музей посещает больше молодежь?

 - В рамках стратегии мы уделяем большое внимание работе с молодежью и детскими группами.  Соцсетями, как известно, пользуются больше молодые люди. Ведь у студентов и школьников больше свободного времени. Мы хотели сделать музей модным местом для посещения и встреч, очень приятно видеть, что растет спрос.

 Со своей стороны стараемся интереснее составлять выставочный план, сочетая живопись, графику, декоративно-прикладное искусство и инсталляции. Проводим современные, мультимедийные выставки: одна из популярных – «Юрта благодатная» Алтынай Осмоевой, в этом проекте я выступаю куратором. Сейчас выставку мы перевезли в музей Кочевой цивилизации на Иссык-Куле, чтобы и там туристы и местные жители смогли ее посетить. 

- Как сейчас соблюдаются в музее санитарные меры?

 - Недавно мы получили предписание от Санитарно-эпидемиологического надзора с рекомендациями не делать открытий выставок, чтобы не собирать большое количество людей. Прошлый год уже научил нас открывать выставки в рабочем режиме и только для журналистов. Затем, за время работы экспозиции, ее посещают малыми группами посетители. На входе всем обязательно измеряют температуру, действует масочный режим.

 - Из-за пандемии уже второй год традиционная и уже полюбившаяся в стране акции "Ночь музеев" проходит в ином формате… 

 - В том формате как мы привыкли, ее пока не будет. В конце прошлого года мы-творческая группа “OYOUM”, совместно с музеем ИЗО провели в совершенно новом формате международную «Ночь музеев» в онлайн версии. Охват аудитории был три миллиона! За нами наблюдали из 39 стран, участниками и спикерами были мировые звезды искусства и музейного мира. Параллельно провели 12 часовую нон-стоп программу с live-выступлениями международных и местных спикеров. О нашей Ночи написали в мировых СМИ. 

 - Недавно вы были куратором выставки современного искусства «ШАРТ”, которая вызвала небывалый интерес среди посетителей. Как считаете, меняется ли отношение общества к современное искусству?

                                                                       фото: Чолпон Тентиевой

 - Современное искусство сложнее для восприятия, чем классическое, оно очень многогранно и  актуально. Обычно это ответ художников на явления, события, происходящие в нашем обществе. 

«ШАРТ» стала отражением переживаний художников за прошлый карантинный год. Это выставка многоликой антропоморфной истории современности (нач. 20-х гг.), в условиях непрогнозируемых ШАРТов (в переводе с кыргызского, шарт - условие, быстрые действия), в едином измерении выставочного пространства вторглась в будни общества. С ребятами-художниками проделали интересный путь познания, синхронизации для выставки. Все работы были созданы специально для проекта «ШАРТ» в течении трех месяцев.  С Жылдыз Бековой, Евгением Макшаковым (Chervi), Сергеем Келлером, Дмитрием Петровским (DOXA) и  Жандосом Алибаевым планируем сотрудничать и дальше.  

Отзывы от посетителей выставки были восторженные. Немного критики было со стороны старшего поколения, но мы ждали больше. Ведь без конструктивной критики невозможно двигаться вперед. 

- Сложно ли курировать такие выставки?

 - Знаете, это очень интересный, захватывающий процесс, приходится, как говорится, истончаться, чтобы считывать глубинные смыслы, понять художника. Потом снова собираться воедино, чтобы обобщать. Каждая выставка или проект — это большая ответственность куратора, что ты транслируешь в мир, в общество, какие ростки это даст.  Мой путь - не борьба или война отстаивания своей точки зрения или позиции для общества. Мой путь -  созидание, объединение разного, чтобы преподнести свою версию видения для роста на этой почве новых идей. Искусство и культура – это мягкая сила, которая проникает в сознание и создает прецедент вопроса, отражения, встречи с собой, облагораживания. 

 Что интересно, в произведениях на выставке один увидит прекрасное, другой же, наоборот, ужасное. Искусство – зеркало для смотрящего.

 - Чего нам ждать в ближайшее время?

 В музее ИЗО и галерее «Дубовый парк» плотный график выставок. После затишья люди выставляются и это радует. Мы с "OYOUM group" постоянно в развитии, готовим проекты, будем удивлять и вдохновлять.

                                                                  фото: Чолпон Тентиевой

 

Автор: Айжан ТОРОБЕКОВА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Так же, читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Так же читайте:


  • Музей ИЗО "зазвучал". В Бишкеке прошел концерт камерной музыки
    Чуйский камерный оркестр «Live Orchestra» подготовил сюрприз для любителей классической музыки. Выступление прошло в музее ИЗО им.Гапара Айтиева....

  • «Экономика без жира, а тут еще карантин и революция» - интервью с HR-аналитиком
    Пандемия коронавируса и нестабильность политической обстановки в КР ударили по бизнесу во многих отраслях. Трудности коснулись и крупных компаний, и небольших фирм, которым и без этого было сложно закрепиться на рынке. Мы поговорили с HR-экспертом...

  • Посткарантинная депрессия: как вернуться к прежней жизни?
    Из-за чего возникает психологический застой, почему тяжело возвращаться на работу в офис, и можно ли наладить отношения, которые «дали трещину» на карантине? На эти и другие вопросы ответил психолог Владимир Школьный. ...

  • «Дети хотят знать русский язык» – российский учитель о работе в ошской школе
    В феврале в Кыргызстан прибыл второй десант учителей из России. Теперь 29 педагогов русского языка и литературы, а также предметников работают в 23 школах Оша. Учитель из Хабаровского края Ольга Де учит младшеклассников школы-гимназии №20 имени...

  • Кыргызстан в 3D: теперь по стране можно путешествовать интерактивно
    После карантина и строгого локдауна туристический сектор Кыргызстана понес большие потери – доходы снизились почти вполовину. Туроператоры и агентства настроены на то, чтобы развивать внутренний туризм и привлечь к активному отдыху максимальное...