Новый сериал, открытие стриминговых платформ, участие и победы в международных кинофестивалях, съемки и новые замыслы. О том, как эпидемия коронавируса повлияла на кинематограф Кыргызстана, мы поговорили с известным киноведом, членом FIPRESCI, программным директором Форума молодого кино стран СНГ “Умут” Гульбарой Толомушовой.
- Конечно. Изменения, которые принесла в нашу жизнь эпидемия коронавируса, коснулись и кинематографа. Не обошлось, увы, без потерь. И они невосполнимы. Нельзя не учитывать и политические события в республике, которые в свою очередь опять же отразились на всех сферах. Сменилось руководство Национальной киностудии “Кыргызфильм” имени Толомуша Океева. Теперь там новые директор, главный редактор. Они, естественно, проводят свою политику. Раньше студию возглавляли кинематографисты советского воспитания и образования, хорошо знающие кыргызский язык, но предпочитающие все-таки говорить на русском. Сейчас на смену им пришли, так называемые, почвенники. Это значит, что появятся фильмы другой тематики. Но это тоже интересно. Работают же в основном представители среднего поколения. Однако им буквально на пятки наступает молодое поколение.
- А насколько деятели кино оказались готовы работать в новой карантинной реальности?- Все люди разные, кинематографисты не исключение. Я сама в этот период прошла обучение медиакритике. А когда искала тему для работы по ее итогам, посмотрела новый отечественный сериал “Тан алдында” (“Перед рассветом”). Ребята снимали его в пик пандемии. Это уникальная работа. Съемки стартовали в июле, а премьера в эфире Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики состоялась уже в августе. В сериале показаны основные актуальные события современной жизни Кыргызстана: самоотверженная работа волонтеров, похищение девушки, семейное насилие, “грязные” и “чистые” методы предвыборной борьбы, сами выборы. Молодая команда рассказывала обо всем, что происходило в республике. Сценарий писали Азимхан Рахатов и Айбек Дайырбеков. Режиссером стал Айбек Дайырбеков. Вторым режиссером - Алмаз Жангазиев. Продюсеры сериала - Бабур Тольбаев и Нурлан Мирзаматов. Важно, что работали на сериале и молодые кинематографисты, и ветераны кыргызского театра и кино. В итоге получилась прекрасная работа, которой я не перестаю восхищаться. Для меня это одно из ярчайших киновпечатлений периода пандемии.
- Как вам кажется, встряски, подобные карантину и изоляции, могут давать какой-то положительный эффект?- Ну, конечно! Сериал, о котором я говорила, тому прямое подтверждение. Снято было 8 серий, их показывали в прайм-тайм, с повтором. И сейчас активно обсуждается возможность запуска второго сезона.
Вообще наши кинематографисты в трудное время продемонстрировали прекрасные организаторские качества. При том, что работать приходилось с соблюдением санитарных требований, в масках. А многие еще и личные трагедии переживали.В апреле в рамках Международного кинофестиваля фильмов из постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы Go East (“Идем на Восток”) в Висбадене прошел симпозиум “Открытие Центральной Азии”. Разговор шел о стриминговых платформах. Я рассказала, что в марте 2020-го студия “Кыргызфильм” открыла канал на YouTube, где можно в отличном качестве смотреть классику и некоторые новые фильмы. В октябре у нас открылся первый онлайн-кинотеатр Kasseta.kg. А в феврале 2021-го заработал второй онлайн-кинотеатр Etnomedia. Организаторы этих онлайн-кинотеатров думают, прежде всего, о наших соотечественниках, живущих за границей. Хотят сделать доступным для них просмотр новых кыргызских фильмов. Когда я рассказывала об этом на конференции, меня слушали, раскрыв рты. Маленький Кыргызстан и тут оказался на высоте!
- Я знаю, что есть интересные проекты, которые были, увы, заморожены. Но, наверняка, есть и те, что пусть и медленно, но движутся к финалу?- Пандемия внесла коррективы в планы многих. Режиссеры в разных странах перенесли стресс, впали в депрессию. Когда год назад в Кыргызстане объявили карантин, была приостановлена работа над новым проектом Актана Арым Кубата. Это картина о человеке, потерявшем память. Ее рабочее название “Эс”. Впервые Актан взялся снимать фильм на государственной киностудии “Кыргызфильм” без привлечения западных продюсеров, и тут пандемия. Не получив государственного финансирования, режиссер и его продюсер Алтынай Койчуманова решили участвовать в конкурсе проектов World Cinema Fund, выиграли его и сейчас готовятся к съемкам. Думаю, эту работу будут рады видеть на Берлинале.
Находится в производстве и, пожалуй, самый ожидаемый зарубежными экспертами кыргызский фильм Lonely Pine (“Одинокая сосна” или “Арно”) Дальмиры Тилепбергеновой. Режиссер считает его главным проектом своей жизни. Это честная, трогательная история семилетней девочки-сорванца, которая мечтает стать своему отцу сыном. Фильм автобиографичный и затрагивает глобальные вопросы, ведь и сегодня женщины в Центральной Азии подвергаются гендерным нападкам. “Одинокая сосна” выиграла первый приз на конкурсе кинопроектов МКФ “Евразия” в 2018 году. А в 2019-м ее представили на Берлинале в рамках программы “Кинорынок совместных постановок”. Это детище Кыргызстана и Канады.В производстве находится “Эрмен жыты” (“Запах полыни”) Айбека Дайырбекова. Фильм запущен при поддержке Департамента кинематографии и студии “Кыргызфильм”. Картина повествует о дружбе трех подростков.
Еще я посмотрела черновой вариант полнометражного игрового дебюта Асель Джураевой “Тенирберды” (God`s gift). Известный режиссер-документалист взялась за лирическую комедию. Снимала короткометражку, но материала хватило на полный метр. Ее фильм - история пожилой пары, которая, как думалось самим старикам, доживает свой век. Но подкидыш-грудничок, которого они находят на крыльце, кардинально меняет их спокойную жизнь. Мальчик получает имя Тенирберды (данный небом), а подарок небес нельзя игнорировать! Сейчас Асель Джураева ожидает финансирования для постпродакшена.А вот Темир Бирназаров завершил работу над новой картиной “Находка”. Идея сюжета пришла режиссеру несколько лет назад, когда он прочел сообщение о том, что водитель маршрутки обнаружил в салоне забытую женскую сумочку с деньгами, паспортом, билетом на самолет куда-то в Европу. Шофер через Facebook разыскал хозяйку сумки, и вернул находку. Этот добрый поступок в наше время кажется из ряда вон выходящим. На основе этой истории Бирназаров и написал сценарий. Премьера фильма состоится, как только позволит эпидситуация.
- В карантинном режиме многие фестивали ушли в Интернет. Кыргызские фильмы на них также присутствовали и завоевывали награды.- Да, практически все события в этот период проходили в режиме онлайн. Впервые мы сотрудничали с Шанхайским МКФ. Там показали “Озеро” Эмиля Атагельдиева и “Шамбалу” Артыкпая Суюндукова. На кинофестивале “Темные ночи ”в Таллинне состоялась мировая премьера “Акыркы коч” (“Дорога в Эдем”) Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу. А вот на “Московскую премьеру” в российскую столицу и мы уже смогли выехать. Там в Москве в нескольких номинациях отметили “Шамбалу”, а “Карусель” Адилета Каржоева удостоилась спецприза. В Анапе на “Киношоке” “Шамбала” вновь получила призы. А в Екатеринбурге на “Кинопробе” уже я сама была членом жюри и представляла фильмы из программы Форума молодого кино стран СНГ “Умут”.
- Кстати, о форуме. “Умут” ждут преобразования?- Отсматривая новые фильмы, я постоянно думаю о программе грядущего форума. Посмотрим, что будет происходить в мире. В прошлом году “Умут” все-таки состоялся, и это замечательно. Было, конечно, хлопотно, но результат того стоил. Приехали участники и гости из тех стран, где аэропорты были открыты. “Карантинные дневники киноманов” – так звучал наш слоган. И в программе смотра присутствовало несколько фильмов на тему ковида. К слову, на меня вышел выпускник Королевской академии искусств Бельгии, снявший документальную ленту “Под потоком” о мигрантах из Маврикия. Так вот этот режиссер хочет приехать работать в Кыргызстан. У него есть замысел фильма о любви.
- Ситуация с коронавирусом в мире пока оставляет желать лучшего, и участие в крупных событиях, проходящих в другой части планеты, все-таки проблематично. Планируется ли что-то интересное в нашем регионе?- Я активно сотрудничаю с узбекскими кинематографистами. Коллеги вынашивают идею возрождения Ташкентского международного кинофестиваля. В советское время он проводился в формате стран Азии, Африки и Латинской Америки. А в нынешнем хотят провести его уже под названием “Жемчужина Шелкового пути”. Посмотрим, какова будет эпидситуация в мире, и сможем ли мы принять участие в этом событии. И, несмотря на трагические события последнего времени, мы поддерживаем отношения с таджикскими коллегами. В этом году Душанбе объявлен культурной столицей Содружества. Там тоже должен состояться кинофестиваль стран членов ШОС.



Автор: Анастасия Канаева
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter