У скандалов, даже крупных политических, век недолог. Кыргызстанцы уже стали забывать Орхана Инанды - президента международного образовательного учреждения «Сапат», похищенного и вывезенного из Кыргызстана разведкой Турции. Между тем, на днях Инанды, как сообщают турецкие СМИ, уже предстал перед судом Анкары по обвинению в руководстве вооружённой террористической организацией. Прокуратура просит для него от 15 до 22 лет лишения свободы.
Этот инцидент даёт повод внимательнее присмотреться к организации, которую, по утверждению турецкой стороны, представлял в Кыргызстане Орхан Инанды – организация проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Перед вами – материал по-своему уникальный. Его автор Эдил Марлис уулу – выпускник Полицейской академии Турецкой Республики в Анкаре, давний исследователь вопросов безопасности тюркских стран. Многого из того, что вы прочтёте, в интернете не найти – в основу записок эксперта в числе прочего легли следственные и судебные материалы, а также инсайдерская информация.
Дорогу к власти расчищали спецслужбы и президенты
Гюленизм - это не учение или религиозное течение, как нам пытаются представить сторонники Гюлена. Гюленизм - это метод тайного захвата любого государства и управления им в интересах одной известной страны. Впрочем, обо всём по порядку.
Фетхуллах Гюлен родился в 1939 году. Хотя сам он утверждает, что год его рождения -1937-й и что родился он в день смерти выдающегося турецкого реформатора Ататюрка. Смысл в эту подмену закладывается двоякий - свой для каждой из сторон. Для верующих это означает, что Гюлен пришёл на этот свет после дьявола (религиозные фанатики обвиняют Ататюрка в ущемлении ислама), для государственников – что Гюлен, наоборот, продолжает дело создателя Турецкой Республики. И Гюлен ловко пользуется обеими трактовками.
Сын имама (служителя мечети) Фетхуллах Гюлен тоже стал религиозным деятелем. Причём он как-то сразу попал под покровительство некой невидимой силы. В армии его послали служить не на восток страны, где постоянно шли столкновения с курдскими сепаратистами, а в тихий прибрежный городок. Словно оберегали…
После армейской службы Гюлен стал ярым антикоммунистом, оправдывая это тем, что коммунизм пропагандирует атеизм и является злейшим врагом религии. Здесь стоит вспомнить, что как раз тогда, в 1960-е, турецкие спецслужбы были практически филиалами ЦРУ. В те годы в Турции многие становились приверженцами левых идей. Набирало силу коммунистическое движение. США никак не могли позволить левым силам взять верх. И для противодействия им использовали все возможности, включая религиозные течения.
Уже в 1966 году Гюлен становится имамом мечети в центре Измира. В этом городе, славящемся своим либерализом и приверженностью идеям Ататюрка, Гюлену было бы очень трудно продвигать религиозное движение и тем более стать весомой фигурой без мощной поддержки. А кто мог ему эту поддержку предоставить? Только спецслужбы. А спецслужбы Турции, как уже было сказано, тогда полностью контролировались американцами.

Любой мало-мальски интересующийся политикой человек прекрасно понимает, что без поддержки государственных органов никто не сможет стать общественно значимой личностью. Гюлену стать такой личностью позволили. И, думаю, даже не просто позволили, а ещё и продвигали его всеми силами. В короткий период Гюлен превратился из персоны районного уровня во влиятельную фигуру общенационального масштаба. И это произошло очень стремительно.
Стремительный взлёт всегда сопровождается столь же быстрым падением и дальнейшим забвением. Особенно в Турции, где почти каждое десятилетие происходили военные перевороты. Где все воевали против всех. Где противостояние выливалось в перестрелки и разделение городов на враждебные друг другу секторы.
Но это правило никак не касалось Фетхуллаха Гюлена. Он десятилетиями неизменно оставался влиятельной фигурой.
Говорят, феномен Гюлена - в том, что он ладил с любой властью. Притом что каждая новая власть всегда уничтожает (как минимум – политически) лидеров и сильных сторонников прежней власти. Но даже военные, осуществлявшие в Турции перевороты, не трогали этого религиозного лидера. Хотя остальных сажали в тюрьму пачками.
Путь Фетхуллаху Гюлену к власти расчищали самые разные политики. Но, что примечательно, откровенно поддерживали его именно проамериканские руководители Турции. Президент Тургут Озал ходил на гюленовские проповеди, его преемник Сулейман Демирель открывал школы Гюлена как внутри страны, так и за рубежом, Тансу Чилер, будучи премьер-министром, покровительствовала гюленовской организации.


Ф. Гюлен с президентом Турции Т. Озалом. Ф.Гюлен с президентом С.Демирелем

С премьер-министром Т.Чилер
Как в «рубашке» разводят «клопов»
При поддержке лояльных бизнесменов Гюлен вначале арендовал квартиры для нуждающихся учеников. В этих квартирах и начиналась первичная промывка мозгов. Эта система сохранена и поныне. Потом он стал выплачивать ученикам стипендии. Основное условие – те должны совершать намаз и вести «праведный образ жизни». Это было не очень обременительно. Требования гюленовского учения вообще весьма либеральны. Гюлен разрешил своим сторонникам совершать намаз, не становясь на колени, а оставаясь в любой позе, двигая только зрачками глаз. Это чтобы не привлекать внимания и не навредить себе в недружественный среде. Разрешил даже употреблять спиртное, если это нужно для блага организации.
Затем Гюлен стал строить для своих учеников целые общежития, а потом и открывать свои школы. О хитрости, гибкости и дальновидности Гюлена говорит тот факт, что первые его школы (Yamanlar okulu) были объявлены учебными заведениями для детей ататюркистов (на самом деле – его идейных врагов). Первым директором такой школы был назначен отец самой популярной на тот момент турецкой певицы Сезен Аксу. А теперь вспомните, чьё имя носит первая гюленовская школа в Кыргызстане. Чынгыза Айтматова! А гюленовский университет в Бишкеке? Первые десять лет своего существования - имя Ататюрка! Не правда ли странные названия для школ религиозной организации? Искусством маскировки Гюлен овладел в совершенстве!
Гюлен никогда не создавал политических партий и открыто не лез в политику – во власть он предпочитал проникать тайно. До сих пор можно встретить в интернете его наставления членам своей организации: «Не определяйте себя, пока мы полностью не будем контролировать власть».
План, по которому гюленовцы проникали в органы власти, могли разработать только крупные исследовательские институты. Поскольку это – гениальный по своей продуманности метод планомерного захвата государства. Гюленовцам удалось построить настолько засекреченную и законспирированную организацию, что всех её членов власти Турции не могут выявить даже спустя пять лет после попытки госпереворота в этой стране.
Такую схему не сможет придумать один человек, каким бы гениальным он ни был. Вот только некоторые её элементы.
Школы, фирмы, фонды - это видимая часть айсберга. Вся остальная деятельность осуществляется в очень большой тайне. Десятилетиями велась работа по проникновению в полицию, Вооружённые силы, суды, прокуратуру, Министерство иностранных дел, СМИ, университеты – и их постепенному захвату.
Масштабы и методы этой работы не впечатлять не могут. Членов своей организации гюленовцы направляли в преподавательские вузы. Затем новоиспечённых преподавателей любыми возможными способами устраивали в военные и полицейскую академии. Со временем добивались, чтоб именно эти преподаватели были допущены к составлению вступительных тестов.

Составляемые тесты специально были настолько трудными, что, заранее не зная правильных ответов, пройти успешно их было невозможно. А ответами преподаватели делились исключительно со «своими» абитуриентами – рекрутами организации Гюлена. Давали их всего за один день и под клятву неразглашения. Это иногда фиксировалось на видео или бралось письменное обязательство. Такими примерно методами организация Гюлена цепляла на крючок каждого. И под страхом когда-либо попасть за решётку, скажем, за мошенничество человек оставался зависимым от организации всю жизнь.
Со временем сторонниками Гюлена стали 95 процентов всех преподавателей военных и полицейской академий Турции. Ну и, соответственно, почти все курсанты. Даже в медкомиссиях при приёме документов в эти вузы сидели «свои» врачи, которые отбраковывали чужаков – «посторонних» абитуриентов. Если абитуриент начинал судиться и доказывал, что здоровье у него отменное, все сроки сдачи документов уже проходили. А на следующий год всё повторялось заново - пока чересчур упорному абитуриенту не надоедало поступать.
Тех же, кто всё-таки случайно попадал в академии, оттуда элементарно выдавливали. Им не давали житья как сокурсники из числа гюленовцев, так и офицеры с преподавателями. В лучшем случае дело заканчивалось добровольным уходом из академии, в худшем – самоубийствами.
В ходе расследования деятельности организации Гюлена в Турции были проверены результаты поступления в военные и полицейскую академии за последние 30 лет. Выявляли факты, когда, например, абитуриент, не особо друживший с математикой, набирал по этому предмету высший балл. Когда этого бывшего абитуриента разыскивали и просили пройти несложный тест, он не мог ответить ни на один вопрос. И сам уже на допросе рассказывал, как сдавал экзамены и кто давал ему готовые ответы.
В мою бытность курсантом Полицейской академии Турецкой Республики в начале 1990-х гюленовцев там было уже не меньше половины. Нас, курсантов из Кыргызстана, сокурсники-гюленовцы приглашали в гости и откровенно пытались вербовать. Пытались поддерживать с нами связь и уже после нашего возвращения на родину.
Позже из-за того, что гюленовцы полностью захватили этот единственный в стране полицейский вуз, властям пришлось его ликвидировать. Как мне объяснил заместитель министра внутренних дел Турции: «Легче сжечь рубашку с клопами, чем её очистить».

Полицейская академия
Работа по проникновению и захвату велась не только в военных академиях, но и в самой армии. Так как Турция входит в блок НАТО, вся её военная техника - американская. Часто турецкие офицеры вылетали в США на обучение. А там нередко подвергались вербовке со стороны гюленовцев. В ход шло всё - деньги, женщины, наркотики, обещание вида на жительство в США. Был даже случай, когда одного очень стойкого офицера шантажировали видеоматериалом, снятом в… спальне его же дома. Кто-то (а это под силу только спецслужбам) сумел скрытно запечатлеть постельные сцены с участием офицера и его супруги. Офицеру грозили: «Видео преподнесём как факт твоей измены, а ты попробуй доказать, что это твоя жена». И какой гордый мужчина согласится на то, чтобы тысячи людей увидели голой его супругу?
Членов своей организации гюленовцы направляли учиться также на факультеты журналистики и юриспруденции. Выпускники журфаков устраивались во все газеты и телеканалы, где старательно выстраивали имидж организации. Юристы быстро становились прокурорами и судьями. Всем им расчищала дорогу организация Гюлена. Конкурентов дискредитировали, убирали с дороги любыми способами, в том числе подкупом. Всплыл такой факт: чтобы добиться назначения своего человека на нужную должность в вооружённых силах, организация Гюлена разными методами устранила ДВАДЦАТЬ ТРИ впереди стоящих кандидата! И этот гюленовец, 24-й по списку, эту должность всё-таки получил.
В следующей публикации вы узнаете, как организация Гюлена превратилось в государство в государстве.
Автор: Автор: Эдил Марлис уулу
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter