В кыргызстанском сегменте соцсетей российская военная спецоперация на Украине остается одной из самых обсуждаемых тем. Западные и украинские СМИ до такой степени захламили информационное пространство Кыргызстана, что между пользователями социальных сетей идут ожесточенные споры, несущие раскол в общество. Отличить фальшивку от правды становится намного труднее, так как авторы фейков используют все более изощренные способы введения общественности в заблуждение. Эти вбросы очень востребованы у кыргызстанцев с прозападной ориентацией (в т.ч. у активистов и сотрудников НПО), распространяющих фейки антироссийской направленности.
Одним из нашумевших информационных вбросов, напомним, стали сообщения о якобы бомбардировке российской армией роддома в Мариуполе. В предыдущей публикации мы привели доказательства того, что никакого ракетного удара по роддому явно не было, а фото и видео, которые распространило агентство «Ассошиэйтед Пресс», - постановочные.
Главной героиней этой постановочной съемки была Марианна Вышемирская (до замужества - Подгурская). Фото с ее участием облетели весь мир и стали чуть ли не главным символом жертв «российской военной агрессии».
На днях социальные сети облетели новые фотографии и видео с участием Вышемирской – объективы запечатлели, как она получает гуманитарную помощь от российских войск в Мариуполе.
Марианна Вышемирская, позирующая на месте взрыва и получающая гумпомощь от российской армии.
После того, как в информационном пространстве разразился скандал вокруг постановочной съемки, последовал новый вброс: 15 марта «Ассошиэйтед Пресс» опубликовало трагическую новость: «Раненая роженица в мариупольском роддоме умерла вместе с ребенком».
Публикация «Ассошиэйтед Пресс».
Непонятно по какой причине, но только спустя пять дней после якобы смерти женщины (умершей якобы в день обстрела – 9 марта) хирург Тимур Чумарин дал интервью американскому пропагандистскому телеканалу «Настоящее время», рассказав, что у роженицы была раздавлена тазовая кость. Однако вся эта трагическая история известна только со слов врача, в правдивости которых есть основания усомниться.
В видеосюжете женщина, которую несут на носилках, находится в сознании, лежит спокойно, от боли не кричит. Возможно ли это при столь ужасных ранениях?
Телеканал «Настоящее время», как и другие СМИ, в своих публикациях по ошибке назвали врача «Марин», хотя его настоящая фамилия - Чумарин. Что говорит о том, что материал готовили наспех.
Публикация с интервью хирурга и его данные на медицинском портале Мариуполя.
Еще одна странность заключается в том, что первая публикация киевского журналиста Евгения Малолетки в «Ассошиэйтед Пресс» о якобы ракетном ударе по роддому вышла уже на следующий день – 10 марта. Почему же с публикацией о смерти роженицы тянули целых пять дней? Неужели решились на новую провокацию?
Для подкрепления версии о смерти роженицы появился еще один «свидетель» происшествия - Ася Долина, журналист «Голоса Америки». Почему-то именно ее пост об умершей роженице многие СМИ используют в качестве оказательства. Десятки статей с мнением Долиной разлетелись по интернету.
В ходе обсуждения поста Долиной выяснилось, что погибшую звали Ириной. Но на вопрос пользователей соцсети: «Как связаться с семьей погибшей?» Долина почему-то ответить не смогла. Примечательно, что ни одно из западных или украинских СМИ так и не опубликовали хотя бы фамилию погибшей или каких-то подробностей о ее жизни.
Пост Аси Долиной в «Фейсбуке».
Выяснилось, что Ася Долина - журналист, писатель и блогер - давно уже покинула Украину. Вот что она пишет о себе на своем сайте:
Может ли быть журналист, находящийся за несколько тысяч километров от Украины, быть в курсе всех деталей происшедшего в роддоме Мариуполя? Можно предположить, что «Голос Америки» взялся оказать информационное сопровождение вброса через своего журналиста, который оказался под рукой.
Сайт Аси Долиной и ссылки на ее публикации о смерти роженицы.
Если обратить внимание на изображения зданий в Мариуполе, по которым якобы был нанесен ракетный удар, то хорошо заметно - кровля у всех зданий осталась целой, а это подтверждает: никакого ракетного удара с воздуха по зданию не было. Подрыв здания, причем постановочный, был где-то внутри зданий либо во дворе.
Снимки здания и двора роддома.
Что касается воронки во дворе роддома, то новостной портал Readovka провел визуальный технический анализ взрыва. Портал отмечает:
Портал Readovka также констатирует, что в здании отсутствуют следы пожара, характерные для результата авиаудара. На видео также видно, что конструкции рам в помещениях целые, что говорит о механическом воздействии - вылетели стекла, части конструкций, но не сами конструкции.
8 марта, ещё до «ракетной атаки» роддома, издание «Лента.ру» опубликовало интервью с одной из сотрудниц роддома. Та сообщила, что боевики «Азова» выгнали весь персонал больницы и пациенток и заняли здание. А с 5 марта с территории здания роддома боевики вели обстрел по российским позициям.
Примечательно, что второй журналист «Ассошиэйтед Пресс», участвовавший в съемке последствий «обстрела роддома», Мстислав Чернов именно 5 марта на своей странице в «Фейсбуке» опубликовал два фотоснимка родильных помещений, расположенных в Мариуполе по проспекту Мира, 64а. Кстати, геолокация карты Мариуполя не идентифицирует это здание как медицинское учреждение, что предполагает - рожениц временно перевезли в подходящее здание после того, как боевики «Азова» заняли медучреждения по указанным адресам.
Посты Мстислава Чернова и геолокация Мариуполя.
После освобождения Мариуполя от боевиков «Азова» в СМИ стали появляться сообщения о том, что украинские националисты и их пособники стали покидать Мариуполь под видом гражданского населения. Евгений Малолетка и Мстислав Чернов на днях так же тайно сбежали из города.
Авто, на котором сбежали фотожурналисты «Ассошиэйтед Пресс».
После побега Мстислав Чернов написал полную драматизма статью в «Ассошиэйтед пресс» о том, как покидал Мариуполь. Взяв у врачей медицинские халаты, оба фотографа поначалу прятались в больнице под видом больничного персонала. Дождавшись солдат ВСУ, они покинули больницу. Чернов описывает это так:
Далее Чернов фактически признается, что он и его коллега участвовали в информационной войне, снимая заказной материал для ВСУ. Один из офицеров, сопровождавших Чернова и Малолетку, сказал им:
Затем, по словам Чернова, офицер ВСУ подвел фотожурналистов к одному из брошенных автомобилей и они покинули Мариуполь.
Как видно, больше всего в исчезновении фотожурналистов из Мариуполя были заинтересованы именно украинские военные – нельзя было допустить, чтобы фальшивка, имевшая большое пропагандистское значение в международном масштабе, была разоблачена.
Автор: Феликс Таиров
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter