Читай. Смотри. Слушай:

Центральная Азия: долгий путь нельзя пройти без потерь?


На прошлой неделе в Туркменистане прошла третья консультативная встреча президентов стран Центральной Азии. Придаст ли она межгосударственным отношениям в регионе новый стимул и смысл? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Но искать его необходимо, чтобы не остаться на периферии мировых процессов. Потому что это для ЦА — не фигура речи, а уже вполне осязаемая реальность.

Ветер перемен

Об объединении Центральноазиатских государств региональные лидеры говорят уже давно. Не стала исключением и их встреча в Туркменбаши — бывшем Красноводске: третья по счёту в этом формате. 

Понятно, что в условиях жёсткого кризиса, которые сейчас сложились, потребность объединяться ещё более необходима, чем 20-30 лет назад. Но до сих пор никто в регионе не смог внятно сформулировать некую общую для всех идею объединения, которая привела бы к положительному результату. 

Поэтому возникает вполне естественный вопрос: на основе чего объединяться? К сожалению, такими объединяющими началами не стали ни общность языков одной группы (кроме Таджикистана), ни религиозная составляющая для всех - ислам. Если уж нет единства народов внутри самих государств ЦА, то о какой межгосударственной интеграции речь? Давно всем известно: внешняя политика - зеркальное отражение политики внутренней. 

Объединение пока невозможно и на торгово-экономической основе. Прежде всего потому, что страны региона до сих пор смотрят друг на друга глазами конкурентов, а не партнёров. И это не устраивает, похоже, самих лидеров стран ЦА. 

Вот что сказал на встрече в Туркменистане президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: 

-Крайне важно укреплять наше единство, не допускать ненужную конкуренцию друг с другом. В этом плане особую важность приобретает скорейшее подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Мы приветствуем готовность сторон подписать этот исторический договор в ближайшее время. По наиболее актуальным международным темам мы могли бы выступать с максимально общих позиций, демонстрируя мировому сообществу согласованность наших подходов. Конкуренция на международных площадках идёт во вред нашим национальным интересам. 

В свою очередь, президент Кыргызстана Садыр Жапаров отметил там же — в Туркменбаши: 

-Нужно стремиться к тому, чтобы Центральная Азия рассматривалась как некое единое экономическое пространство, основой интеграции которой станет взаимовыгодная стратегия развития. 

Ну а президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев ещё в послании парламенту страны во «внешнеполитическом» разделе особое внимание уделил именно вопросам сотрудничества между странами региона. Приоритетом внешней политики Ташкента Мирзиёев обозначил вопросы укрепления доверия и стратегического партнёрства, а также добрососедских отношений. Узбекский лидер отметил тогда: в сложных условиях пандемии стало очевидно, насколько взаимодействие и взаимопомощь стран региона актуальны. То есть осознание того, что в регионе творятся нехорошие и даже опасные для него вещи, у глав государств есть. 

Безусловно, некие подвижки к партнёрству не на словах, а на деле в регионе имеются. Например, в этом году Казахстан и Узбекистан создали на границе Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия». По логике вещей, таких центров нужно несколько — на каждые границы. Но при заключении торговых и прочих соглашений в «едином» формате необходимо учитывать, что это — именно единый формат, а не тянуть одеяло на себя. 

А такой риск возможен. Потому что с политической составляющей в регионе — примерно так же, как и с экономической. Во-первых, в регионе есть государства, которые считают себя лидерами, а остальных - аутсайдерами. Во-вторых, все государства решают свои собственные задачи: даже те, кого считают этими самыми «аутсайдерами». Об общих интересах региона никто, похоже, на деле не думает. Это то, что называется «геополитическим эгоизмом». Именно он — основа всех конфликтов, которые до сих пор были в регионе. Включая и непрекращающиеся приграничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном. Для устранения их причин кое-что делается, но без твёрдого желания договариваться эти конфликты будут ещё.

Причина здесь видится одна: страны Центральной Азии «застряли» в 90-х годах. Имеется в виду уровень мышления правящих элит. Президенты стран региона могут договариваться между собой о чём угодно. Но не надо забывать, что, кроме понятия «президент», существует ещё понятие «президентская власть». То есть чиновники министерств и ведомств, имеющие в своих отраслях интересы, которые могут не совпадать с интересами коллег не только за пределами своих стран, но и внутри. Простой народ более восприимчив к переменам. И это, пожалуй, пока единственная хорошая новость. Всё остальное — намного печальнее. 

Между молотом и наковальней

Разумеется, есть и проекты, которые реализуют в регионе всевозможные игроки: США, Европейский Союз, Китай, Турция, Иран и монархии Ближнего Востока. Естественно, все эти «центры силы» имеют в странах ЦА если не «агентов влияния» на зарплате, то немало сочувствующих. Потому что для многих представителей политических элит, к примеру, «многовекторность во имя интересов нации» всегда означает их личные интересы и выгоды. Возникает вопрос: в какой мере прежние стратегии Вашингтона, Брюсселя, Пекина, Анкары и так далее адекватны проблемам, которые сегодня стоят перед Центральной Азией. Едва ли некоторые из них согласятся на то, чтобы Центральная Азия была самодостаточным регионом. 

Что касается России, то здесь — ситуация иная. В октябре прошлого года министры иностранных дел Центральной Азии и России сделали совместное заявление о стратегических направлениях сотрудничества. Среди прочего, там было сказано: 

Нашим национальным интересам отвечает дальнейшее активное развитие межгосударственных связей. 

По сути, Москва дала понять, что признаёт себя равноправным игроком в Центральной Азии. Этот формат отношений российская пресса уже окрестила проектом «ЦА+1» - по аналогии с проектом США «С5+1». 

Но аналогия откровенно хромает: проект С5+1 управляется американцами, тогда как Россия в проекте «ЦА+1», как уже сказано выше, выступает как равноправный партнёр — без всяких «плюсов». Вообще соглашение России и стран ЦА получилось отвечающим интересам всех участников, а не только какого-нибудь внешнего «гегемона», как это есть в американском варианте сотрудничества с регионом. В соглашении сказано: 

Координация текущей работы и подготовка возможных предложений возлагаются на ответственные подразделения наших внешнеполитических ведомств. 

Стартовые условия для России — вполне благоприятные.  По данным МИД РФ, Россия — один из ведущих инвесторов в странах Центральной Азии. Накопленные российские активы, без учёта капиталовложений из третьих стран, составляют здесь около $20 миллиардов. В регионе работают более 17 тысяч предприятий с российским капиталом. Российское содействие ряду государств региона с 2008 года по 2019 год превысило 6 миллиардов. Кроме того, на конец 2019 года в российских вузах обучалось 160 тысяч граждан государств региона, из которых больше трети — за счёт бюджета России…

Также в соглашении Россия-Центральная Азия сказано, что стороны будут укреплять региональные цепочки промышленной и сельскохозяйственной кооперации, чаще расплачиваться в национальных валютах, инвестировать в развитие железнодорожной сети и автомобильных дорог, а также строить транспортно-логистические комплексы (или «сухие порты»), упрощать таможенные процедуры и создавать совместные предприятия. Как раз всего этого до последнего времени Центральной Азии очень сильно не хватало. 

В принципе, почему Москва всё это делает — понятно. Начиная с 2014 года Россию пытаются вовлечь в конфликты разного уровня и «градуса». Ну а если говорить конкретно о нашем регионе, то поскольку в Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане есть военные объекты РФ, пустить здесь ситуацию на самотёк Москва не может. Поэтому Кремлю нужно, чтобы местное население было если не дружелюбным к России, то хотя бы достаточно лояльным. В теории получается, что Центральная Азия и Россия собираются не конкурировать друг с другом, а дополнять друг друга. Что будет на практике — станет ясно совсем скоро.

Самим же странам региона в первую очередь надо сначала избавиться от мифов, которые сопровождают Центральную Азию все эти 30 лет. Надо не только узнать о себе правду, но и признать её. А после - не сводить счеты, а вместе искать выход из создавшегося положения. Но для этого, кроме всего прочего, нужно не болтать о политической воле, а проявлять её на деле. Безусловно, всё это кажется утопичным, но перед Центральной Азией стоит вопрос выживания. Может, для кого-то это и новость, но слабых всегда грабят и бьют: хоть при наличии так называемого «международного права», хоть без него. А Центральная Азия сейчас слаба. Со всеми вытекающими последствиями. Например, теми, которые мы наблюдаем на границах стран ЦА с Афганистаном. 

Автор: Дмитрий ОРЛОВ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Также читайте и смотрите нас в:


Поделиться страницей с помощью:


Также читайте:


  • Маловодный сезон скажется на продовольственной безопасности республики
    Фермеры Чуйской области Кыргызстана жалуются на нехватку поливной воды, говорят, что такого засушливого сезона не было давно. Аграрии опасаются, что сейчас поля засохнут и урожая не будет....

  • Газ, электричество, туризм. Что обсудили Жапаров и Бердымухамедов на Консультативной встрече
    Садыр Жапаров 5–6 августа принимает участие в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, которая проходит в Туркменистане. Президент Кыргызстана выступил с приветственной речью и отметил, что “государства Центральной Азии имеют все...

  • О чем говорил Жапаров на совете тюркоязычных государств?
    Богатое культурное наследие и широкие экономические перспективы. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров принял участие в очередном заседании совета тюркоязычных государств. В формате онлайн конференции были озвучены предложения по развитию всех...

  • Локдаун, санкции и вакцина – о чем еще говорил Путин на прямой линии
    Накануне в РФ прошла традиционная прямая линия с главой страны Владимиром Путиным. Почти 4 часа президент отвечал на вопросы граждан со всех регионов России. Спрашивали президента обо всем: о ценах на продукты, безработице, вакцинации, международных...

  • Чар. Интересные места страны, которые стоит увидеть
    Закрытие границ из-за пандемии отразилось на сфере туризма. Кыргызстан не стал исключением. Некоторые турфирмы закрылись из-за банкротства, другие переориентировались на внутренний туризм. Пока рано говорить о показателях статистики внутреннего...