UPD: После выхода материала представители компании «Шыдыр Жол Кей Джи» сообщили редакции «Кундеми» о том, что управление городского транспорта отозвало автобусы №2 с маршрута. Более того, фирме-перевозчику дали возможность обслуживать еще и маршрут № 41.
Бишкекчане продолжают испытывать на себе все «прелести» нехватки общественного транспорта, и об этом свидетельствуют скопление людей на остановках и переполненные автобусы в часы пик. Не помогают даже «резиновые маршрутки». По данным бишкекского Управления городского транспорта(УГТ), ежедневно на столичные маршруты выходит 1 тысяча 910 единиц общественного транспорта: 87 муниципальных и 93 частных автобуса, 130 муниципальных троллейбусов и около 1 тысячи 600 частных микроавтобусов. Однако этого количества все равно не хватает.
Помимо этого, на некоторых маршрутах разворачивается нешуточная борьба за «место под солнцем».
Под видом заботы
Как стало известно изданию «Кундеми», 9 декабря не вышли на линию водители 35-го маршрута, а сегодня – 206-го маршрута. Информацию о забастовке подтвердили в компании «Шыдыр Жол Кей Джи», арендующей 35-й маршрут у столичного муниципалитета.
По словам одного из учредителей компании-перевозчика, Нургазы Далтабаева, водители объясняли невыход на линию тем, что «работать стало невыгодно».
Буквально пару дней назад УГТ выпустило на эту же линию автобусы под № 2. Этот маршрут, по плану УГТ, дублирует 35-й – по проспекту Жибек-Жолу от улицы Байтик Баатыра до улицы Фучика, в связи с чем пассажиропоток в автобусах №35 сократился, что, конечно же, отразилось на дневном плане выручки.
В свою очередь, глава УГТ Максат Нусувалиев рассказал редакции «Кундеми», что управление в последнее время получало множество просьб от горожан увеличить количество транспорта в этой части города. А поскольку «Шыдыр Жол Кей Джи» не в состоянии это сделать, управлением принято решение о запуске автобуса № 2, и это, можно сказать, оперативная реакция на просьбу народа.
Однако благая инициатива вызвала недопонимание у ОсОО «Шыдыр Жол Кей Джи». Шыдыржоловцы отмечают, что дубляж маршрута происходит на 80 процентов пути (а, согласно закону, этот показатель не может составлять более 50 процентов).
В компании утверждают, что автобус № 2 следует тем же маршрутом, что и их водители(автобус № 35), – по ул.Жибек-Жолу от улицы Салиевой до Фучика.
В свою очередь, в УГТ срочно пересчитали процент дубляжа маршрута и признались, что показатель действительно завышен и составил 52,6 процента.
Однако, начальник УГТ Нусувалиев с цифрами, мягко говоря, слукавил, поскольку шыдыржоловцы умудрились заснять, как водитель автобуса №2 сажает пассажиров на остановке Жибек-Жолу – Курманджан Датка (бывш.Алма-Атинская) .
Взаимные обвинения
Возвращаясь к вопросу нехватки автобусов по маршруту 35, стоит отметить, что в мае 2020 года компания «Шыдыр Жол Кей Джи» и УГТ в результате письменного запроса, обоюдно решили выводить на линию, в связи с пандемией, десять автобусов – по будням и шесть – по выходным. Это соглашение выполняется и по сей день.
По словам представителей «Шыдыр Жол Кей Джи», если бы УГТ попросило увеличить количество автобусов на маршруте 35, то ОсОО предоставило бы дополнительный транспорт, более того, в настоящее время, фирма готова запустить новый маршрут для бишкекчан.
Мы опасаемся, что сейчас запустим новый маршрут, «обкатаем» его, а через три месяца точно так же, как и на маршрут №35, выпустят дублирующие автобусы и нашим водителям будет не выгодно работать, – отметил один из учредителей компании Нургазы Далтабаев.
Но, этот вариант не устраивает уже УГТ. Скажем больше, такими действиями, УГТ «сталкивает лбами» шыдыржоловцев с другой компанией-перевозчиком – «Жазада-транс», чьи бусы обслуживают маршрут 206.
Вообще немного странно: просить перевозчика обслуживать новый маршрут, который, по мнению Нусувалиева, не справляется даже с одним – 35-ым маршрутом, который глава УГТ «укрепил» дополнительными автобусами №2(!)
Более того, со слов шыдыржоловцев, о выходе на их маршрут дополнительных автобусов №2, управление мэрии не известило заранее, и не обсуждало это с ними.
Возмущенный этим, 8 декабря 2021 года перевозчик направил письмо в ГКНБ КР, ГУВД Бишкека и в столичную мэрию. В документе компания просит принять меры против коррупционных действий руководства УГТ и обратить внимание на ситуацию в целом.
В письме отмечается, что «все изменения, касающиеся взаимоотношений между сторонами (прим.ред ОсОО «Шадыр Жол Кей Джи» и УГТ) принимаются на комиссии в присутствии представителей ОсОО «Шыдыр Жол Кей Джи», однако ссылаться на конкретный документ, в котором есть данный пункт соглашения, не стали.
Желаемое и действительное
Отметим, взаимоотношения частной компании-перевозчика и УГТ регламентируются Меморандумом от 16 декабря 2016 года, дополнением к нему от 23 июня 2017 года и договором о праве временного пользования муниципальным маршрутом города Бишкек от 25 сентября 2017 года.
Но ни в одном из документов, нет пункта, на котором настаивает компания-перевозчик (что должна собираться комиссия с участием представителей ОсОО «Шыдыр Жол Кей Джи» – прим. ред).
Однако имеется пункт о том, что «УГТ должно информировать перевозчика об изменениях условий перевозок, маршрутов движения в письменной форме за семь календарных дней», чего сделано не было.
В принципе, на этом моменте историю о недопонимании УГТ и компании-перевозчика можно было бы завершить – одни не прислали бумажку, другие – возмутившись, теперь несут убытки.
В ходе разбирательств кто прав, кто виноват, отметим, звучали и обвинения в коррупции.
Когда корреспондент «Кундеми» затронул вопрос о возможной коррупции в сфере пассажироперевозок, начальник УГТ Максат Нусувалиев ответил, что «должность занимает недавно (прим. ред. Нусувалиева назначили в сентябре 2021 г.) и с его приходом ведомство ведет прозрачную и открытую работу».
Он сослался на то, что представители ОсОО «Шыдыр Жол Кей Джи» игнорируют встречи, для разрешения сложившейся спорной ситуации.
На момент публикации материала, стало известно, что утром, 10 декабря, встреча все же состоялась, но компромисс ни по одному вопросу, так и не был достигнут. УГТ не устроило такое положение дел и уже к вечеру этого же дня шыдыржоловцев пригласили увидеться снова, уже в присутствии депутатов городского кенеша.
Ну а пока, перевозчики бодаются с управлением городского транспорта, бишкекчане передвигаются по городу на перекладных, хотя месяц назад, после повышения тарифов за проезд в полтора раза в общественном транспорте, ожидали качественных улучшений.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter