По мнению нового министра сельского хозяйства Тилека Токтогазиева, запрет поможет сохранить поголовье скота. Он намерен улучшать селекцию. Фермеры с ним не согласны. Ограничения, по их мнению, могут привести к краху животноводческой отрасли. Так как из-за пандемии этот сектор и так оказался в сложном положении.
- Сейчас важно обеспечить продовольственную безопасность. В виду повышения цен на товары первой необходимости важны незамедлительные решения. Есть риск, что внутренний рынок не сможет поставлять скот, - поделился своим мнением в соцсетях Тилек Токтогазиев.
Его сохранение – стратегически важная задача для животноводческой отрасли, считает Токтогазиев. Если этого не сделать, то в последующих годах не от кого будет получать приплод.
графика: Тилек Токтогазиев
- Мы намерены повысить производство мяса и молока за счет селекционного улучшения стада, методом искусственного осеменения, - подчеркнул министр.
Напомним, предыдущее правительство уже пыталось запретить фермерам продавать мясо в соседние страны, чтобы снизить цены на внутреннем рынке. К примеру, кочкоров - баранов кыргызской породы с удовольствием покупают в Узбекистане, причем втридорога. При этом многие фермеры считают, что проблемы с ценами на мясо в стране не из-за экспорта, а из-за высокого курса доллара.
- В этом году именно корм для скота подорожал, если в 2019-м один тюк сена стоил 120-130, то сегодня его продают уже по 200 сомов. С наступлением зимы будет еще подорожание. В этом году после пандемии значительно выросли цены на ячмень и пшеницу, - считает президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ленара Ниязбекова.
Экспортеры оценили заявление Токтогазиева как «популизм чистой воды». Они считают, что он не разобрался кто и как отправляет мясо за рубеж. Если опираться на факты, количество скота, которое кыргызстанцы легально вывозят за границу, составляет менее одного процента от общего поголовья в стране, контрабандой продают в десятки раз больше. И хотя точных данных незаконного вывоза нет, по словам фермеров, в Баткенской и Джалал-Абадской областях есть большие рынки, где скот скупают у местных животноводов, а потом нелегально переправляют его в соседнюю страну.
- Есть покупатели, которые готовы купить за раз 500 баранов, причем по цене выше рыночной. И конечно мы продаем. Это выгодно, - рассказал редакции Кундеми Курманбек, фермер из Джалал-Абадской области.
В Государственной пограничной службе (ГПС) КР заявляют, что доказать контрабанду скота сложно. Ведь когда живой товар перегоняют через границу и нарушителя задерживают, он всегда может сказать, что животные пересекли границу самостоятельно.
Положение фермеров незавидное, ведь экспортом мяса Кыргызстан перестал заниматься во время пандемии. До этого местные фермеры отправляли его в страны ЕАЭС и на Ближний Восток. Согласно данным Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности, по итогам прошлого года за границу «ушло» около 2 тысяч тонн мяса.
- Если сейчас запретить тот вывоз, который есть, чем мы будем выплачивать кредиты? - задается вопросом Ниязбекова. – Кроме того, это дает толчок валюте, ведь мелкий рогатый скот покупают за доллары, экспорт дисциплинирует фермеров, помогает улучшить качество и количество мяса.
Экспортеры считают, что нового министра сельского хозяйства подставляют контрабандисты и коррупционеры. Новый руководитель должен собрать в одном месте все заинтересованные стороны и просто посоветоваться.
Ассоциации экспортеров и импортеров планирует систематизировать вывоз продукции и навести порядок на этом рынке. Запрет на вывоз будет действовать полгода, он распространяется на вывоз КРС, МРС, домашнюю птицу, зерновые, сахар и некоторые другие виды сельскохозяйственных товаров.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter