Если внимательно почитать бюджетные документы Государственного департамента США, то открываются весьма любопытные планы Вашингтона на Центральную Азию. Планы эти неизменны – пытаться вбить клин, в частности, между Бишкеком и Москвой. Даже расходы на борьбу с коррупцией в Кыргызстане чиновники Госдепа будут использовать на то, чтобы натаскать кыргызстанских прокуроров, силовиков и судей на противодействие неким «агрессивным действиям России». Между тем, некоторые американские аналитические центры уже советуют официальному Вашингтону изменить тактику и снизить градус противостояния. Но…
«Самый мощный наш актив – наши люди»
Центральная Азия, по мнению частного исследовательского фонда Карнеги, сейчас находится на пороге больших геополитических перемен. Регион медленно уходит из-под американского влияния и в будущем начнет медленно, но верно дрейфовать в сторону России и КНР.
«Пекин и Москва будут главными партнерами в сфере экономики, политики и безопасности в связи с ростом региональной экономической мощи Китая и остаточным присутствием России», - заявляет фонд. В связи с уходом военного контингента США из Афганистана все страны Центральной Азии будут сближаться друг с другом, отдаляясь от Европы и Соединенных Штатов. Фонд Карнеги предсказал и активное участие Ирана в этом процессе, что так же ощутимо бьет по амбициям Вашингтона.
В своих рекомендациях фонд Карнеги делает упор на снижение американского давления на регион и оказание социально-экономической помощи странам Центральной Азии - без назойливого продвижения западной демократии. Последнее, что рекомендует фонд, - использовать российско-китайское влияние в регионе для продвижения американских интересов.
Думает ли так же официальный Вашингтон, сказать сложно. Пока же американская сторона практикует свой излюбленный метод – использование «независимых» СМИ и неправительственного сектора в странах Центральной Азии для формирования протестного гражданского сообщества.
Еще в конце прошлого года Конгресс США утвердил бюджет Госдепа и ЮСАИД на 2022 год. В своем обращении к Конгрессу госсекретарь Энтони Блинкен заявил:
Письменный текст выступления Энтони Блинкена в Конгрессе США.
Госсекретарь США запросил на 2022 финансовый год для Государственного департамента и USAID 58,5 миллиарда долларов.
Под «дипломатией» американские чиновники, как правило, подразумевают и использование так называемой общественной дипломатии, а это уже абсолютно другое направление внешней политики. Как правило, она предполагает работу с гражданским обществом, НПО и СМИ через гранты, а также проведение тайных операций спецслужб в иностранном государстве.
Кыргызских силовиков научат отражать «российскую агрессию»
В этом году в рамках программы «Операции за рубежом» Госдеп США приготовил 1,9 миллиона долларов на борьбу с коррупцией в Кыргызстане. Эти деньги потратят на тренинги для прокуратуры, судебных и правоохранительных органов КР. При этом в бюджетном документе есть странная оговорка: «Это создаст способность страны противостоять агрессивным действиям России».
Выходит, американцы будут готовить кыргызских силовиков к противостоянию главному стратегическому партнеру Кыргызстана - России? То есть Вашингтон намерен вбить еще один клин между двумя странами?
Часть бюджета Госдепа США и ЮСАИД по программе «Операции за рубежом».
Самое крупное финансирование для Кыргызстана Госдеп предусмотрел в размере 21 миллиона долларов: американцы по-прежнему нацелены на поддержку здесь «своих» активистов, НПО и «независимых» СМИ (независимых от кыргызского государства, хотя и зависимых от американских грантов).
Еще 2 миллиона долларов Госдеп намерен потратить на… демилитаризацию Кыргызстана.
Это, пожалуй, самая мутная статья расходов. В связи с чем вспоминается следующее.
Еще в прошлом году Минобороны США произвело закупку вооружения, которое было произведено в СССР. Это советские авиационные ракеты, минометные системы и их комплектующие, а также боеприпасы малого и среднего калибра, крупнокалиберные танковые и пушечные, артиллерийские и минометные снаряды.
По мнению ряда экспертов, советское вооружение обычно передислоцируется в страны с наиболее конфликтной ситуацией - в Сирию, Украину, Ирак и т.д. Американцы нередко помогают оружием всем сторонами конфликтов, невзирая на то, что в ходе боевых операций гибнет мирное население. Как правило, субподрядчиками в этих поставках выступают страны бывшего Варшавского договора - Болгария, Чехия, Хорватия, Словакия, Польша и т.д.
Эта американская «помощь» распространяется по всем государствам мира. Можно с ужасом представить масштаб перевооружения конфликтующих государств в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Американцы вначале занимают выжидательную позицию, пока идет война между вооруженными ими враждующими сторонами. Далее уже по привычному американскому сценарию – ввод натовских «миротворческих» войск якобы для «стабилизации» ситуации. Так происходит оккупация государства со всеми вытекающим отсюда последствиями - выкачиванием природных ресурсов, навязыванием своей диктатуры под названием «американская демократизация», вводом транснациональных корпораций на рынки оккупируемых государств.
Кто командует парадом: Лу и его команда
Реализацией проектов в Кыргызстане занимается Бюро по делам Южной и Центральной Азии Госдепа США - через финансирование донорских организаций типа ЮСАИД.
Руководящий состав Бюро по делам Южной и Центральной Азии Госдепа.
С прошлого года это подразделение возглавляет Дональд Лу – экс-посол США в Кыргызстане. О нем мы подробно рассказывали в публикации «Центральная Азия: мастера тайных операций снова в игре».
Напомним, в период работы Лу послом в Кыргызстане прошли многочисленные митинги и марши протестов с участием активистов неправительственного сектора. В результате этого давления были свернуты, так и не начавшись, выгодные для страны инвестиционные проекты, не приняты судьбоносные законы. Вполне возможно, что причиной карьерного взлета Дональда Лу от посла до уровня помощника госсекретаря США были его успешные операции в Бишкеке.
Кстати, в состав этого госдеповского подразделения вошли сотрудники, которые окончили Национальный военный колледж при Национальном университете обороны, в котором одним из основных направлений является разведывательная деятельность. Это - ведущее военное учебное заведение США по развитию стратегии национальной безопасности. Своей целью колледж ставит в первую очередь обучение будущих руководителей Вооруженных сил, а также Государственного департамента США и других гражданских учреждений в области национальной безопасности.
Среди выпускников колледжа, к примеру, Дин Томпсон — первый заместитель Дональда Лу, имеющий степень магистра в области национальной безопасности.
Келли Кейдерлинг – заместитель помощника секретаря Бюро – тоже получила степень магистра в Национальном военном колледже, в 1990-х она работала в американском посольстве в Бишкеке.
Томас Уэст - специальный представитель Госдепа и заместитель помощника госсекретаря по Афганистану - в прошлом был директором Совета национальной безопасности США по Афганистану и Пакистану.
Даже если эти официальные лица и не являются штатными разведчиками, то в любом случае они обучены методами разведки, а значит, имеют навыки создания деструктивных механизмов в других государствах.
Национальный военный колледж при университете Минобороны США, Вашингтон, округ Колумбия
Временный поверенный от… ЦРУ?
В настоящее время Бюро по делам Южной и Центральной Азии делает ставку на многостороннюю дипломатическую платформу C5+1, в которую входят США и все пять центральноазиатских государств.Москва считает, что эта диалоговая площадка - ни что иное, как попытка Вашингтона втянуть государства Центральной Азии в орбиту своих интересов в противовес евразийского проекта - ЕАЭС.
Американский проект стал активно развиваться не только на уровне встреч министров иностранных дел в странах ЦА, но и на уровне молодежной дипломатии. Так, в 2017 году Алан Мельцер, временный поверенный в делах США в КР, запустил молодежный проект «Совет молодежи «C5+1» в Американском университете Центральной Азии.
Алан Мельцер открывает Совет молодежи С5+1 в АУЦА.
Мельцер тогда объявил, что этот Совет является динамичной молодежной платформой, которая объединяет студентов из пяти стран Центральной Азии и Афганистана.
Таким образом, американцы работают и на молодежном фронте, выращивая будущих лидеров и активистов Кыргызстана в зоне своих интересов.
Что любопытно, на сайте Центрального разведывательного управления США Алан Мельцер указан в качестве временного поверенного в делах США в Кыргызстане, хотя эти обязанности сейчас исполняет другой дипломат - Соната Коултер. Означает ли это, что Мельцер – поверенный (а их, согласно Венской конвенции по внешним сношениям, может быть несколько) именно от ЦРУ?
Контактные данные Алана Мельцера на сайте ЦРУ.
В биографии Алана Мельцера есть подтвержденный факт, что он в 2014 году прошел обучение в том же военном учреждении – Национальном университете обороны США, но только в другом колледже, где получил навыки контртерроризма.
Заметка в американском журнале State Magazine об обучении Алана Мельцера в Национальном университете обороны.
Вашингтон выжидает…
С тех пор, как вышеупомянутый Дональд Лу завершил свою работу в Кыргызстане в качестве посла, в Бишкек до сих не назначен новый посол. Это может говорить о том, что Вашингтон занял по отношению к республике выжидательную позицию – из-за участия Кыргызстана в евразийских проектах и активного сотрудничества кыргызских властей с Россией.
Чего же Вашингтон выжидает?
Последние годы для Кыргызстана стали одними из сложнейших в истории в экономическом и финансовом плане. Длительная пандемия короновирусной инфекции усложнила развитие многих отраслей страны. За весь прошлый год экономический рост составил всего лишь 2,4% при росте потребительских цен на 9,7%. Призрак обнищания навис уже и над средним классом. Среди населения начинает медленно тлеть недовольство работой властей, которое пока проявляется лишь в социальных сетях и СМИ.
Можно предположить, что нынешний год ознаменуется попыткой подогреть кыргызстанское общество и подтолкнуть его к массовым беспорядкам - с информационной подпиткой со стороны польских и украинских СМИ и блогеров, как это было в Беларуси и Казахстане. Этот метод (чего бы там ни советовали исследовательские фонды) пока остается излюбленным для американских спецслужб.
Публикация отражает точку зрения автора.
Автор: Феликс Таиров
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter